Экспертно-
консультативный
совет при Главе
Республики Крым
В фокусе внимания Совета:
общественные процессы
и значимые гражданские
инициативы;
вопросы социального
и экономического развития;
общественное мнение
о деятельности Совета
министров;
обратная связь между
главой Республики Крым
и обществом.
Вице-мэр Симферополя уволен на фоне проблем с вывозом мусора

Замглавы администрации Симферополя Валерий Гуменюк, курирующий сферу ЖКХ, уволен по поручению главы Крыма Сергея Аксенова Вице-премьер республики Юрий Гоцанюк рассказал в эфире телеканала «Крым 24», что отставка произошла на фоне проблем с вывозом мусора в столице региона.

Подробно
Новый терминал аэропорта «Симферополь» стал лицом Крыма

Новый терминал международного аэропорта «Симферополь» стал настоящим лицом Крыма и спасением в виду большого количества прилетающих в Республику гостей. Об этом заявил глава Крыма Сергей Аксенов.

Подробно
07.08.2018 туризм
Крым ставит новые туристические рекорды

С начала года в Крыму отдохнуло 3,8 млн человек. Таким образом, в этом году в республике отдохнуло туристов на 25% больше, чем в прошлом. Об этом заявил глава Крыма Сергей Аксенов. По прогнозам властей, туристический поток в этом году должен достичь 6 млн человек.

Подробно

Темы

> Главная > Темы > Крым и вызовы для России: развитие в условиях санкций

Дмитрий Солонников

Дмитрий СолонниковИдущая интеграция Крыма с Россией представляет несколько форматов для рассмотрения.

Во-первых, это первый случай в новейшей истории, когда к российскому государству была присоединена новая территория, находившаяся в другой государственной юрисдикции. До этого речь шла только о признании (или не признании) тех или иных территорий, выбравших путь самоопределения и независимости. Таким образом, Крым – это кейс, на примере которого можно рассмотреть минусы и плюсы такой интеграции, оценить целесообразность и своевременность принимаемых в данных условиях решений, посмотреть на эффективность реализуемых программ и проектов. При этом все эти действия нужно оценивать и как с точки зрения всей страны, так и с точки зрения жителей конкретной интегрируемой территории. В общем, это интересный и полезный опыт нового государственного строительства.

В этой связи сразу вырисовываются основные задачи, стоящие перед полуостровом. Прежде всего, это преодоления своей инаковости. Крым должен стать таким же субъектом федерации, как и все остальные (конечно, с учетом местной специфики, как это происходит и других частях страны). И здесь кроется сразу несколько задач.

Это и полноценное правоприменение российского законодательства без каких-то извлечений на территории Крыма, и полноценное действие всех российских норм и законов для всех граждан страны, проживающих в Крыму на любой территории страны. Все должны быть абсолютно равны в предъявляемых требованиях и предоставляемых возможностях.

Это и кадровая политика, когда региональные власти должны начать комплектоваться преимущественно за счет региональных же специалистов, но полностью отвечающих общероссийским критериям квалификации, готовых самостоятельно решать стоящие перед полуостровом амбициозные задачи.

Это и психологические, ментальные особенности поведения всех жителей полуострова, во многом сформированные или памятью о далеком советском прошлом, или не столь далеком украинском. Но Россия уже четверть века живет в новой системе координат, по новым правилам (неважно, сейчас лучше они или хуже). И к новому образу мыслить и себя вести нужно приспосабливаться. Иначе может начать нарастать взаимное непониманиеи разочарование.

И все это гораздо важнее, чем внешние санкции. Их как раз вся страна должна преодолевать вместе. Вместе! Здесь как раз и таится основная угроза. Она в разобщенности и раздробленности всего российского общества, и российской элиты, прежде всего.

Сегодняшняя российская элита не решает какую-то одну стоящую перед страной задачу, не идет к общей цели, не строит единого будущего. Каждый решает свои локальные задачи, важные и нужные конкретно ему.

Поэтому подчас не идут в Крым российские финансовые организации, поддерживая в этом мировые санкции. Опасаются связи с Крымом крупные корпорации. Не внедряются в Крыму инновационные технологии российских же предприятий. Не все, конечно.

Но во всех сегментах есть заметная доля участников, рассматривающих полуостров, прежде всего, под призмой зарубежных игроков, а потом уже российских законов. И они всем хорошо известны. Преодоление этого отношения внутренних двойных стандартов и есть путь к точкам роста. А их может быть много, как и везде, где есть разнообразные первичные условия и уникальные возможности. В Крыму это и сельское хозяйство, и промышленность, и туристическая инфраструктура, и военно-промышленный комплекс, и логистические объекты. В каждом из данных направлений можно выбрать флагманские проекты опережающего развития. Нет никаких препятствий, которые бы все страна не смогла бы здесь преодолеть.

ДМИТРИЙ СОЛОННИКОВ, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Экспертные оценки

Илья Гращенков
Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики

Инфраструктура полуострова еще требует значительных вложений

Логично, чтобы ФЦП для Крыма продлили как минимум до 2024 года. Инфраструктура полуострова еще требует значительных вложений. А учитывая тот факт, что за два последних года объем финансирования уже был увеличен более чем на 200 млрд рублей, появились требования к новым объектам, очевиден вариант с продлением сроков сдачи проектов. В принципе, Крым демонстрирует динамику и рост, ФЦП дали прирост по пассажиропотоку, грузообороту, т.е. помогли нарастить экономику в таких секторах как туризм, строительство. Сегодня для Крыма очень важно не снижать темпы роста.

http://nacexpert.ru/ilya-grashhenkov-infrastruktura-poluostrova-eshhe-trebuet-znachitelnyx-vlozhenij/

Подробнее

Дмитрий Олейник
Дмитрий Олейник, политолог, главный редактор интернет-газеты «Глас народа»

Возможное продление ФЦП развития Крыма выглядит вполне логично

За прошедшие с 2014 годы руководством страны инициирован ряд социальных проектов, требующих дополнительного финансирования. Это и переход школ на обучение в одну смену и полная обеспеченность доступности дошкольного образования, и повышение оснащенности и уровня обслуживания в медицинских учреждениях, и инфраструктурные проекты, и ряд других. Поэтому продление ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года» на два года вполне логично. В то же время, необходимо повысить контроль за реализацией проектов. К сожалению, сегодня есть отставание по срокам, особенно, в Севастополе. Имеются и случаи значительного удорожания по ряду объектов и не всегда это обусловлено экономически, иногда в основе бесхозяйственность, а порой и воровство. Власти Крыма стараются пресекать такие случаи. Не случайно ряд высокопоставленных чиновников и руководителей органов местного самоуправления лишились своих мест, а в отношении некоторых были возбуждены уголовные дела. Федеральная власть прикладывает значительные усилия, чтобы добиться опережающего развития Крыма, и власть РК должна хорошо понимать, что от нее ждут эффективной работы и рационального использования дополнительных ресурсов. Надеюсь, такое понимание есть.

http://nacexpert.ru/dmitrij-olejnik-vozmozhnoe-prodlenie-fcp-razvitiya-kryma-vyglyadit-vpolne-logichno/

Подробнее

Алексей Гостев
Алексей Гостев, член Экспертно-консультативного совета при главе РК

Туризм для Крыма – проблема или перспективный путь?

Хочется сделать несколько ремарок на тему туризма. Не вполне согласен с утверждением «турист будет ехать в Крым по-любому», особенно в контексте Крымского моста и нового аэропорта.

Подробнее

Сергей Смирнов
Сергей Смирнов, генеральный директор фонда «Прикладная политология»

Киевские власти продолжают поддерживать радикалов

Есть расхожее выражение, что коррупция подобна герпесу, ее нельзя полностью искоренить, можно лишь, извините за каламбур, максимально минимизировать. Это в полной мере относится и к экстремизму, и к терроризму. В том числе и на территории Крыма. Для этого есть несколько причин.

Подробнее

Все экспертные оценки