Экспертно-
консультативный
совет при Главе
Республики Крым
В фокусе внимания Совета:
общественные процессы
и значимые гражданские
инициативы;
вопросы социального
и экономического развития;
общественное мнение
о деятельности Совета
министров;
обратная связь между
главой Республики Крым
и обществом.
14.11.2019 крымнаш
Первый президент Украины назвал «безумием» заявления о силовом варианте «возврата» Крыма

Киев не обладает должными возможностями для силового варианта «возвращения» Крымского полуострова. Об этом в разговоре с РИА Новости рассказал Леонид Кравчук, который является первым президентом Украины.

Подробно
13.11.2019 транспорт
Крым закупит тысячу новых автобусов

В течение ближайших трех лет Республика Крым закупит тысячу новых пассажирских автобусов. Об этом журналистам сообщил глава РК Сергей Аксенов.

Подробно
12.11.2019 кадры
В Крыму завершилось формирование органов власти

В Крыму завершились все конкурсы на замещение вакантных должностей на посты глав администраций городов и районов. Избранным руководителям регионов предстоит провести большую работу для выполнения задач поставленных главой Республики и Правительством Крыма. Об этом заявил председатель Совета министров Республики Крым Юрий Гоцанюк на совещании в режиме видеоконференцсвязи по вопросам реализации национальных проектов в Крыму.

Подробно

Темы

> Главная > Темы > Крым и вызовы для России: развитие в условиях санкций

Дмитрий Солонников

Дмитрий СолонниковИдущая интеграция Крыма с Россией представляет несколько форматов для рассмотрения.

Во-первых, это первый случай в новейшей истории, когда к российскому государству была присоединена новая территория, находившаяся в другой государственной юрисдикции. До этого речь шла только о признании (или не признании) тех или иных территорий, выбравших путь самоопределения и независимости. Таким образом, Крым – это кейс, на примере которого можно рассмотреть минусы и плюсы такой интеграции, оценить целесообразность и своевременность принимаемых в данных условиях решений, посмотреть на эффективность реализуемых программ и проектов. При этом все эти действия нужно оценивать и как с точки зрения всей страны, так и с точки зрения жителей конкретной интегрируемой территории. В общем, это интересный и полезный опыт нового государственного строительства.

В этой связи сразу вырисовываются основные задачи, стоящие перед полуостровом. Прежде всего, это преодоления своей инаковости. Крым должен стать таким же субъектом федерации, как и все остальные (конечно, с учетом местной специфики, как это происходит и других частях страны). И здесь кроется сразу несколько задач.

Это и полноценное правоприменение российского законодательства без каких-то извлечений на территории Крыма, и полноценное действие всех российских норм и законов для всех граждан страны, проживающих в Крыму на любой территории страны. Все должны быть абсолютно равны в предъявляемых требованиях и предоставляемых возможностях.

Это и кадровая политика, когда региональные власти должны начать комплектоваться преимущественно за счет региональных же специалистов, но полностью отвечающих общероссийским критериям квалификации, готовых самостоятельно решать стоящие перед полуостровом амбициозные задачи.

Это и психологические, ментальные особенности поведения всех жителей полуострова, во многом сформированные или памятью о далеком советском прошлом, или не столь далеком украинском. Но Россия уже четверть века живет в новой системе координат, по новым правилам (неважно, сейчас лучше они или хуже). И к новому образу мыслить и себя вести нужно приспосабливаться. Иначе может начать нарастать взаимное непониманиеи разочарование.

И все это гораздо важнее, чем внешние санкции. Их как раз вся страна должна преодолевать вместе. Вместе! Здесь как раз и таится основная угроза. Она в разобщенности и раздробленности всего российского общества, и российской элиты, прежде всего.

Сегодняшняя российская элита не решает какую-то одну стоящую перед страной задачу, не идет к общей цели, не строит единого будущего. Каждый решает свои локальные задачи, важные и нужные конкретно ему.

Поэтому подчас не идут в Крым российские финансовые организации, поддерживая в этом мировые санкции. Опасаются связи с Крымом крупные корпорации. Не внедряются в Крыму инновационные технологии российских же предприятий. Не все, конечно.

Но во всех сегментах есть заметная доля участников, рассматривающих полуостров, прежде всего, под призмой зарубежных игроков, а потом уже российских законов. И они всем хорошо известны. Преодоление этого отношения внутренних двойных стандартов и есть путь к точкам роста. А их может быть много, как и везде, где есть разнообразные первичные условия и уникальные возможности. В Крыму это и сельское хозяйство, и промышленность, и туристическая инфраструктура, и военно-промышленный комплекс, и логистические объекты. В каждом из данных направлений можно выбрать флагманские проекты опережающего развития. Нет никаких препятствий, которые бы все страна не смогла бы здесь преодолеть.

ДМИТРИЙ СОЛОННИКОВ, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Экспертные оценки

Марат Хамидуллин
Марат Хамидуллин, эксперт Института региональной экспертизы

Эксперимент по прозрачному формированию органов власти в Крыму удался

В Крыму завершилось формирование органов власти. В частности, закончились все конкурсы на замещение вакантных должностей на посты глав администраций городов и районов.

Подробнее

Андрей Шуклин
Андрей Шуклин, политолог, кандидат философских наук, член Общественной палаты Тюменской области

В Крыму никто не в состоянии сегодня конкурировать с Аксеновым

Появление в Крыму нового премьер-министра более всего похоже на подготовку к дальнейшему транзиту власти на полуострове. Конечно, в данный момент с героем русской весны Сергеем Аксеновым никто даже не будет пытаться конкурировать в силу абсолютной бессмысленности данной затеи, равно как никуда он пока не уходит, однако есть ряд моментов для размышлений.

Подробнее

Сергей Смирнов
Сергей Смирнов, генеральный директор фонда «Прикладная политология»

Разделение полномочий главы Крыма и председателя правительства преследует несколько целей

Разделение полномочий главы Республики Крым и председателя ее правительства, решение о чем было недавно принято крымским парламентом, преследует несколько целей.

Подробнее

Батурин Денис Константинович
Денис Батурин, политолог, член Общественной палаты Республики Крым

Вся полнота власти в Крыму по-прежнему принадлежит Аксенову

Разделение полномочий главы Республики и премьер-министра является наиболее заметным, но пока не наиболее значимым решением в рамках попытки перезагрузки крымской власти. Об этом сказал и сам Сергей Аксёнов, назвав разделение «абсолютно декоративным». Кроме внешнего эффекта, для Аксенова такое разделение является способом уйти от ряда технических обязанностей, которые он передает премьеру, оставляя за собой полноту власти, а также способом перераспределения ответственности. Такое «декоративное» разделение должностей может принести и позитивный управленческий эффект при том, если Сергей Аксенов еще большее внимание уделит кадровой политике в регионе и на местах, и еще больше сосредоточится на лоббировании интересов региона в центре.

Подробнее

Все экспертные оценки