Экспертно-
консультативный
совет при Главе
Республики Крым
В фокусе внимания Совета:
общественные процессы
и значимые гражданские
инициативы;
вопросы социального
и экономического развития;
общественное мнение
о деятельности Совета
министров;
обратная связь между
главой Республики Крым
и обществом.
18.02.2019 туризм
Власти Крыма назвали основную задачу в сфере туризма

Основной задачей на туристический сезон 2019 года станет улучшение сервиса, модернизация номерного фонда и строительство новых объектов размещения. Об этом заявил РИА Новости министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи.

Подробно
14.02.2019 ямэф
Сотрудничество Крыма и Сирии обсудят в ходе форума в Ялте

Сотрудничество Крыма и Сирии станет одной из ключевых тем Ялтинского международного экономического форума. Соответствующее заявление сделал министр промышленной политики Крыма Андрей Васюта. По его словам, делегации из Франции и Сирии станут почетными гостями форума.

Подробно
13.02.2019 туризм
В Крыму снизились цены на летний отдых

Цены на отдых в майские праздники и в течение предстоящего летнего сезона в Республике Крым снижены в среднем на 8-9%. Об этом заявили в пресс-службе министерства курортов и туризма Крыма по итогам анализа данных раннего бронирования.

Подробно

Темы

> Главная > Темы > Крым и вызовы для России: развитие в условиях санкций

Дмитрий Солонников

Дмитрий СолонниковИдущая интеграция Крыма с Россией представляет несколько форматов для рассмотрения.

Во-первых, это первый случай в новейшей истории, когда к российскому государству была присоединена новая территория, находившаяся в другой государственной юрисдикции. До этого речь шла только о признании (или не признании) тех или иных территорий, выбравших путь самоопределения и независимости. Таким образом, Крым – это кейс, на примере которого можно рассмотреть минусы и плюсы такой интеграции, оценить целесообразность и своевременность принимаемых в данных условиях решений, посмотреть на эффективность реализуемых программ и проектов. При этом все эти действия нужно оценивать и как с точки зрения всей страны, так и с точки зрения жителей конкретной интегрируемой территории. В общем, это интересный и полезный опыт нового государственного строительства.

В этой связи сразу вырисовываются основные задачи, стоящие перед полуостровом. Прежде всего, это преодоления своей инаковости. Крым должен стать таким же субъектом федерации, как и все остальные (конечно, с учетом местной специфики, как это происходит и других частях страны). И здесь кроется сразу несколько задач.

Это и полноценное правоприменение российского законодательства без каких-то извлечений на территории Крыма, и полноценное действие всех российских норм и законов для всех граждан страны, проживающих в Крыму на любой территории страны. Все должны быть абсолютно равны в предъявляемых требованиях и предоставляемых возможностях.

Это и кадровая политика, когда региональные власти должны начать комплектоваться преимущественно за счет региональных же специалистов, но полностью отвечающих общероссийским критериям квалификации, готовых самостоятельно решать стоящие перед полуостровом амбициозные задачи.

Это и психологические, ментальные особенности поведения всех жителей полуострова, во многом сформированные или памятью о далеком советском прошлом, или не столь далеком украинском. Но Россия уже четверть века живет в новой системе координат, по новым правилам (неважно, сейчас лучше они или хуже). И к новому образу мыслить и себя вести нужно приспосабливаться. Иначе может начать нарастать взаимное непониманиеи разочарование.

И все это гораздо важнее, чем внешние санкции. Их как раз вся страна должна преодолевать вместе. Вместе! Здесь как раз и таится основная угроза. Она в разобщенности и раздробленности всего российского общества, и российской элиты, прежде всего.

Сегодняшняя российская элита не решает какую-то одну стоящую перед страной задачу, не идет к общей цели, не строит единого будущего. Каждый решает свои локальные задачи, важные и нужные конкретно ему.

Поэтому подчас не идут в Крым российские финансовые организации, поддерживая в этом мировые санкции. Опасаются связи с Крымом крупные корпорации. Не внедряются в Крыму инновационные технологии российских же предприятий. Не все, конечно.

Но во всех сегментах есть заметная доля участников, рассматривающих полуостров, прежде всего, под призмой зарубежных игроков, а потом уже российских законов. И они всем хорошо известны. Преодоление этого отношения внутренних двойных стандартов и есть путь к точкам роста. А их может быть много, как и везде, где есть разнообразные первичные условия и уникальные возможности. В Крыму это и сельское хозяйство, и промышленность, и туристическая инфраструктура, и военно-промышленный комплекс, и логистические объекты. В каждом из данных направлений можно выбрать флагманские проекты опережающего развития. Нет никаких препятствий, которые бы все страна не смогла бы здесь преодолеть.

ДМИТРИЙ СОЛОННИКОВ, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Экспертные оценки

Марат Хамидуллин
Марат Хамидуллин, партнер в Центре коммуникативных технологий «Черное и белое»

Для Крыма вопрос границ является приоритетным

Решение об установлении границ между республикой Крым и Севастополем абсолютно логичное и правильное. Нужно не забывать, что эти два субъекта Российской Федерации — особенные с точки зрения не только действующих границ, но и законодательных актов . То есть, что у республики Крым, что у Севастополя ушло достаточно много времени на подстройку под законодательство Российской Федерации. Сюда же входит и вопрос об определении границ. Для жителей центральных городов, возможно, вопрос не такой острый, но вот для тех людей, которые живут на границах этих двух субъектов — этот вопрос болезненный, с точки зрения бюрократических проволочек. Когда, к примеру, жители одного дома проживают на административной границе между Севастополем и Республикой Крым.

Подробнее

Сергей Смирнов
Сергей Смирнов, генеральный директор фонда «Прикладная политология»

Крыму и Севастополю удалось решить проблему, которая затрагивает тысячи людей

Установление границ между двумя субъектами – это проблема не только Крыма и Севастополя. В разное время ее приходилось решать Москве и Московской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Да и внутри одного региона порой возникает необходимость четко установить границы между бурно развивающимся городом областного или краевого подчинения и соседними районами. Причем эта, на первый взгляд, чисто административная проблема напрямую касается сотен, а порой и тысяч жителей. Это и вопросы прописки, прикрепления к поликлиникам, школам и детским садам, вопросы налогов на землю и величины тарифов… Иногда два субъекта одновременно считают какую-то территорию своей, а порой (и это хуже) оба считают ее «чужой». Для Крыма и Севастополя проблема усугубляется тем, что многие годы, когда они входили в состав Украины, этими вопросами никто толком не занимался.

Подробнее

Дмитрий Олейник
Дмитрий Олейник, политолог, главный редактор интернет-газеты «Глас народа»

Руководство Крыма в минимальные сроки провело все согласительные процедуры по вопросу границы с Севастополем

Сегодня далеко не все субъекты РФ официально установили границы между соседними регионами и отрадно, что Крым оказался в числе передовиков в этой сфере. На первый взгляд, это чисто технический вопрос, но только не для людей, проживающих в приграничных территориях, а между Крымом и Севастополем такие были, два села относились к Севастополю, а фактически, скорее, относились к РК. Это затрудняло дальнейшее развитие, принятие нормативных актов важных для жителей полуострова, независимо от того, по какую сторону административной границы они находились.

Подробнее

Наталия Елисеева
Наталия Елисеева, политолог, политтехнолог, эксперт по СМИ и социальным медиа

Вхождение Крыма в Россию изменило парадигму взаимоотношений между государствами

Присоединение Крыма к России является, в первую очередь, геополитической победой России. Наше государство вновь заявило о собственной независимости, а также о своей политической воле на международной арене. В контексте большой политики это событие изменило парадигму взаимоотношений между государствами.

Подробнее

Все экспертные оценки