Экспертно-
консультативный
совет при Главе
Республики Крым
В фокусе внимания Совета:
общественные процессы
и значимые гражданские
инициативы;
вопросы социального
и экономического развития;
общественное мнение
о деятельности Совета
министров;
обратная связь между
главой Республики Крым
и обществом.
23.04.2019 крымнаш
Первый президент Украины призвал Зеленского налаживать отношения с крымчанами

Первый президент независимой Украины Леонид Кравчук считает, что лидеру второго тура президентских выборов на Украине Владимиру Зеленскому необходимо изменить государственную политику по отношению к Крыму и начать налаживать отношения с жителями полуострова. Об этом Кравчук рассказал в комментарии РИА Новости Крым.

Подробно
22.04.2019 ямэф
На ЯМЭФ заключено 102 соглашения на общую сумму более 200 млрд рублей

Участники Ялтинского международного экономического форума (ЯМЭФ) заключили 102 инвестиционных соглашения на общую сумму 215 млрд рублей, заявил глава Крыма Сергей Аксёнов.

Подробно
18.04.2019 санкции
Аксенов рассказал о неэффективности санкций против Крыма

Санкции практически не влияют на развитие экономики и социальной сферы Крыма, можно говорить лишь об упущенных возможностях, заявил глава республики Сергей Аксенов.

Подробно

Темы

> Главная > Темы > Крым и вызовы для России: развитие в условиях санкций

Дмитрий Солонников

Дмитрий СолонниковИдущая интеграция Крыма с Россией представляет несколько форматов для рассмотрения.

Во-первых, это первый случай в новейшей истории, когда к российскому государству была присоединена новая территория, находившаяся в другой государственной юрисдикции. До этого речь шла только о признании (или не признании) тех или иных территорий, выбравших путь самоопределения и независимости. Таким образом, Крым – это кейс, на примере которого можно рассмотреть минусы и плюсы такой интеграции, оценить целесообразность и своевременность принимаемых в данных условиях решений, посмотреть на эффективность реализуемых программ и проектов. При этом все эти действия нужно оценивать и как с точки зрения всей страны, так и с точки зрения жителей конкретной интегрируемой территории. В общем, это интересный и полезный опыт нового государственного строительства.

В этой связи сразу вырисовываются основные задачи, стоящие перед полуостровом. Прежде всего, это преодоления своей инаковости. Крым должен стать таким же субъектом федерации, как и все остальные (конечно, с учетом местной специфики, как это происходит и других частях страны). И здесь кроется сразу несколько задач.

Это и полноценное правоприменение российского законодательства без каких-то извлечений на территории Крыма, и полноценное действие всех российских норм и законов для всех граждан страны, проживающих в Крыму на любой территории страны. Все должны быть абсолютно равны в предъявляемых требованиях и предоставляемых возможностях.

Это и кадровая политика, когда региональные власти должны начать комплектоваться преимущественно за счет региональных же специалистов, но полностью отвечающих общероссийским критериям квалификации, готовых самостоятельно решать стоящие перед полуостровом амбициозные задачи.

Это и психологические, ментальные особенности поведения всех жителей полуострова, во многом сформированные или памятью о далеком советском прошлом, или не столь далеком украинском. Но Россия уже четверть века живет в новой системе координат, по новым правилам (неважно, сейчас лучше они или хуже). И к новому образу мыслить и себя вести нужно приспосабливаться. Иначе может начать нарастать взаимное непониманиеи разочарование.

И все это гораздо важнее, чем внешние санкции. Их как раз вся страна должна преодолевать вместе. Вместе! Здесь как раз и таится основная угроза. Она в разобщенности и раздробленности всего российского общества, и российской элиты, прежде всего.

Сегодняшняя российская элита не решает какую-то одну стоящую перед страной задачу, не идет к общей цели, не строит единого будущего. Каждый решает свои локальные задачи, важные и нужные конкретно ему.

Поэтому подчас не идут в Крым российские финансовые организации, поддерживая в этом мировые санкции. Опасаются связи с Крымом крупные корпорации. Не внедряются в Крыму инновационные технологии российских же предприятий. Не все, конечно.

Но во всех сегментах есть заметная доля участников, рассматривающих полуостров, прежде всего, под призмой зарубежных игроков, а потом уже российских законов. И они всем хорошо известны. Преодоление этого отношения внутренних двойных стандартов и есть путь к точкам роста. А их может быть много, как и везде, где есть разнообразные первичные условия и уникальные возможности. В Крыму это и сельское хозяйство, и промышленность, и туристическая инфраструктура, и военно-промышленный комплекс, и логистические объекты. В каждом из данных направлений можно выбрать флагманские проекты опережающего развития. Нет никаких препятствий, которые бы все страна не смогла бы здесь преодолеть.

ДМИТРИЙ СОЛОННИКОВ, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Экспертные оценки

Иван Аркатов
Иван Аркатов, политолог, автор и ведущий проекта «Смыслы»

В рамках ФЦП важно максимально усилить эффективность реализации данного проекта

Федеральная целевая программа социально-экономического развития Республики Крым и Севастополя — это большой и мощный проект, и его плоды уже могут прочувствовать на себе жители Крыма. Ее продление на два года, конечно же, позитивно скажется на развитии полуострова.

Подробнее

Сергей Смирнов
Сергей Смирнов, генеральный директор фонда «Прикладная политология»

Продление ФПЦ не просто необходимо, оно неизбежно

Очередное продление федеральной целевой программы по социально-экономическому развитию Республики и Севастополя до 2025 года с одной стороны означает, что никто не собирается завершать все предусмотренные ею стройки в авральном режиме.

Подробнее

Сергей Таланов
Сергей Таланов, политолог, кандидат социологических наук

Предложение продлить ФЦП Крыма выглядит логичным и уместным

Продление ФЦП по социально-экономическому развитию республики Крым и Севастополя до 2025 года представляется целесообразным. Чем больше будет построено важных объектов в Крыму, тем больше будет оживление экономики городов полуострова. Развитая инфраструктура еще более повысит привлекательность Крыма для внутреннего и внешнего туризма. Будет увеличено количество новых рабочих мест. Повысится ВРП республики и Севастополя. Соответственно, повысится качество и уровень жизни населения. Считаю, что продление ФЦП республики до 2025 года — это дополнительный рост экономики всей страны. Поэтому предложение федерального центра выглядит вполне логичным и уместным.

Подробнее

Дмитрий Олейник
Дмитрий Олейник, политолог, главный редактор интернет-газеты «Глас народа»

Избранный вариант продления ФЦП до 2025 представляется лучшим

Продолжение работы в рамках ФЦП в Крыму и Севастополе до 2025 года даст дополнительный импульс развитию полуострова. Сегодня многие инфраструктурные проекты реализованы или находятся в завершающей стадии. Автомобильное сообщение практически налажено, на очереди железнодорожное. Крым стал энергоизбыточным регионом и сегодня может поставлять электроэнергию в Красноярский край. Эти масштабные стройки оказали серьезное влияние и на Крым и на соседние регионы. Но есть и не менее важные проекты, для качественной реализации которых требуется время. Конечно, можно было бы попробовать успеть до 2022 года, но эта штурмовщина могла бы сказаться на качестве или просто увеличить число проектов нереализованных в срок. Избранный вариант продления ФЦП до 2025 представляется мне лучшим, так как в этом случает проекты будут реализованы без гонки за сроками, а значит качественно.

Подробнее

Все экспертные оценки