Экспертно-
консультативный
совет при Главе
Республики Крым
В фокусе внимания Совета:
общественные процессы
и значимые гражданские
инициативы;
вопросы социального
и экономического развития;
общественное мнение
о деятельности Совета
министров;
обратная связь между
главой Республики Крым
и обществом.
18.02.2019 туризм
Власти Крыма назвали основную задачу в сфере туризма

Основной задачей на туристический сезон 2019 года станет улучшение сервиса, модернизация номерного фонда и строительство новых объектов размещения. Об этом заявил РИА Новости министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи.

Подробно
14.02.2019 ямэф
Сотрудничество Крыма и Сирии обсудят в ходе форума в Ялте

Сотрудничество Крыма и Сирии станет одной из ключевых тем Ялтинского международного экономического форума. Соответствующее заявление сделал министр промышленной политики Крыма Андрей Васюта. По его словам, делегации из Франции и Сирии станут почетными гостями форума.

Подробно
13.02.2019 туризм
В Крыму снизились цены на летний отдых

Цены на отдых в майские праздники и в течение предстоящего летнего сезона в Республике Крым снижены в среднем на 8-9%. Об этом заявили в пресс-службе министерства курортов и туризма Крыма по итогам анализа данных раннего бронирования.

Подробно

Темы

> Главная > Темы > Крым и вызовы для России: развитие в условиях санкций

Олег Иванов

Олег ИвановПосле воссоединения Крыма с Россией начался переходный период, который продлился до 1 января 2015 года. Было создано Министерство РФ по делам Крыма (сейчас упразднено в связи с окончанием переходного периода).

В это время полуострову предстояла адаптация к российским стандартам, приведение нормативно-правовой базы в соответствие с федеральной. Произошел переход на московское время, российскую телефонную кодификацию и расчеты в рублях. Население было паспортизировано, началось переоформление документов. Жители Крыма стали получать зарплаты и пенсии на общероссийском уровне. Исчезли препятствия для перевооружения и усиления Черноморского флота, которые давно чинила Украина. На флот поступили новые подводные лодки и боевые корабли. На полуострове на постоянной основе была развернута мощная войсковая группировка, включая авиацию и современные системы ПВО.

Вместе с тем, российский Крым столкнулся с рядом значительных проблем, большинство из них либо достались в «наследство» от Украины, либо искусственно были созданы этой страной уже после присоединения полуострова к России.

К первой категории относится высокий уровень коррупции в крымских органах власти, дефицит квалифицированных кадров, плачевное состояние автодорог и промышленных предприятий Крыма, низкий уровень развития туристического сектора и т.д.

Основные виды транспорта: маршрутные автобусы и троллейбусы, в условиях даже слабого туристического сезона 2014-го года, не в состоянии предоставить качественные транспортные услуги. Большие нарекания вызывают вопросы хаотичной застройки, самозахвата земли, ветхого жилья.

С точки зрения инфраструктуры, Крым является «островом». Узкий перешеек, связывающий его с континентом, оказался политически отрезан. Керченская переправа, морской и авиатранспорт явно не справляются с текущим пассажиро- и грузопотоком. Таким образом, возведение Керченского моста является одним из приоритетных национальных проектов, а до этого времени, уверен, необходимо существенно увеличить количество курсирующих паромов, так как имеющегося их числа явно недостаточно для решения текущих транспортных задач, особенно в летний период времени.

Серьезную опасность представляют т.н. искусственные проблемы, т.е. намеренные действия украинской власти по нарушению жизнеобеспечения Крыма. Так, Украина прекратила подавать пресную воду, пыталась организовать продовольственную блокаду Крыма, отменила железнодорожное сообщение с ним, а совсем недавно откровенно бездействовала после диверсии, направленной на отключение полуострова от электрической энергии. Этот эпизод стал наиболее неприятным как для федеральных, так и для крымских властей.

С учетом неоднократных внезапных отключений электричества Украиной в предыдущие месяцы, к подобному развитию событий власти обязаны были подготовиться заранее. Однако с этим не торопились по целому ряду причин. Во-первых, Россия продолжает поставлять на Украину уголь, газ и ту же электроэнергию, в связи с чем отключение Крыма Украиной от электричества - то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Во-вторых, в ближайшее время власти ждали сдачу первой очереди энергомоста через Керченский пролив. В-третьих, с самого начало было принято ошибочное стратегическое решение - начались работы по развертыванию в Крыму глобальной энергосети в ущерб завозу мобильных электростанций. За это, в том числе, поплатился должностью министр энергетики Крыма.

К счастью, после ответных мер России в виде перекрытия поставок угля на Украину, электроснабжение Крыма было практически восстановлено. Украинцы же в очередной раз продемонстрировали свое отношение к крымчанам, оставив без света около 500 социально значимых объектов, включая больницы и детские сады, и тем самым только подтвердили правильность выбора жителей Крыма и Севастополя 16 марта 2014 года.

Еще одна важная проблема полуострова – пресная вода, половину всего объема которой обеспечивает Северо-Крымский канал (т.е. поставки из Украины). С учетом закрытия последней шлюзов канала в рамках «водной блокады» Крыма, началось бурение новых артезианских скважин, стали внедряться технологии опреснения солёных вод, обсуждается идея строительства водопровода с территории Кубани через Керченский пролив и Таманского водохранилища, а также разработка месторождений подземных вод.

Главной же проблемой по-прежнему остаются европейские санкции против Крыма. Они предполагают запрет для европейских компаний на новые инвестиции в инфраструктурные, транспортные и энергетические проекты Крыма, добычу полезных ископаемых и энергоресурсов на территории полуострова. Также ограничения распространяются на торговлю различными товарами — от бурового и шельфового оборудования до морской воды; не разрешается не только инвестировать в экономику Крыма, но и предоставлять кредиты местным компаниям и жителям, а также оказывать им страховые услуги.

Эти меры, наряду с отсутствием транспортной инфраструктуры, затрудняющей логистические связи с континентальной частью России, создают значительные препятствия для привлечения инвестиционного капитала в Крым и развития практически всех отраслей регионального хозяйства. При этом вся страна активно сопереживает крымчанам и работает над тем, чтобы жители полуострова максимально безболезненно и в кратчайшие сроки пережили все эти проблемы.

ОЛЕГ ИВАНОВ, ГЛАВА ЦЕНТРА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Экспертные оценки

Марат Хамидуллин
Марат Хамидуллин, партнер в Центре коммуникативных технологий «Черное и белое»

Для Крыма вопрос границ является приоритетным

Решение об установлении границ между республикой Крым и Севастополем абсолютно логичное и правильное. Нужно не забывать, что эти два субъекта Российской Федерации — особенные с точки зрения не только действующих границ, но и законодательных актов . То есть, что у республики Крым, что у Севастополя ушло достаточно много времени на подстройку под законодательство Российской Федерации. Сюда же входит и вопрос об определении границ. Для жителей центральных городов, возможно, вопрос не такой острый, но вот для тех людей, которые живут на границах этих двух субъектов — этот вопрос болезненный, с точки зрения бюрократических проволочек. Когда, к примеру, жители одного дома проживают на административной границе между Севастополем и Республикой Крым.

Подробнее

Сергей Смирнов
Сергей Смирнов, генеральный директор фонда «Прикладная политология»

Крыму и Севастополю удалось решить проблему, которая затрагивает тысячи людей

Установление границ между двумя субъектами – это проблема не только Крыма и Севастополя. В разное время ее приходилось решать Москве и Московской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Да и внутри одного региона порой возникает необходимость четко установить границы между бурно развивающимся городом областного или краевого подчинения и соседними районами. Причем эта, на первый взгляд, чисто административная проблема напрямую касается сотен, а порой и тысяч жителей. Это и вопросы прописки, прикрепления к поликлиникам, школам и детским садам, вопросы налогов на землю и величины тарифов… Иногда два субъекта одновременно считают какую-то территорию своей, а порой (и это хуже) оба считают ее «чужой». Для Крыма и Севастополя проблема усугубляется тем, что многие годы, когда они входили в состав Украины, этими вопросами никто толком не занимался.

Подробнее

Дмитрий Олейник
Дмитрий Олейник, политолог, главный редактор интернет-газеты «Глас народа»

Руководство Крыма в минимальные сроки провело все согласительные процедуры по вопросу границы с Севастополем

Сегодня далеко не все субъекты РФ официально установили границы между соседними регионами и отрадно, что Крым оказался в числе передовиков в этой сфере. На первый взгляд, это чисто технический вопрос, но только не для людей, проживающих в приграничных территориях, а между Крымом и Севастополем такие были, два села относились к Севастополю, а фактически, скорее, относились к РК. Это затрудняло дальнейшее развитие, принятие нормативных актов важных для жителей полуострова, независимо от того, по какую сторону административной границы они находились.

Подробнее

Наталия Елисеева
Наталия Елисеева, политолог, политтехнолог, эксперт по СМИ и социальным медиа

Вхождение Крыма в Россию изменило парадигму взаимоотношений между государствами

Присоединение Крыма к России является, в первую очередь, геополитической победой России. Наше государство вновь заявило о собственной независимости, а также о своей политической воле на международной арене. В контексте большой политики это событие изменило парадигму взаимоотношений между государствами.

Подробнее

Все экспертные оценки