Экспертно-
консультативный
совет при Главе
Республики Крым
В фокусе внимания Совета:
общественные процессы
и значимые гражданские
инициативы;
вопросы социального
и экономического развития;
общественное мнение
о деятельности Совета
министров;
обратная связь между
главой Республики Крым
и обществом.
16.08.2017 диверсант
Сергей Аксенов поблагодарил ФСБ за задержание диверсанта

Глава Крыма Сергей Аксенов поблагодарил сотрудников ФСБ России за задержание на полуострове агента СБУ. В частности, он заявил, что попытки дестабилизации обстановки в регионе «обречены на провал».

Подробно
11.08.2017 генбанк
Новый инвестор призван оздоровить ситуацию в «Генбанке»

Появление у «Генбанка» нового партнера в лице акционерного банка «Россия» откроет для крымчан доступ к кредитам по взвешенным процентным ставкам. С таким заявлением выступил глава Республики Крым Сергей Аксенов.

Подробно
В Крыму растет число туристов с Украины

Вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин в интервью RT рассказал, что, несмотря на призыв Киева к гражданам Украины не ездить в Россию, количество украинцев, приезжающих в Крым, ежегодно растет.

Подробно

Темы

> Главная > Темы > Крым и вызовы для России: развитие в условиях санкций

Олег Иванов

Олег ИвановПосле воссоединения Крыма с Россией начался переходный период, который продлился до 1 января 2015 года. Было создано Министерство РФ по делам Крыма (сейчас упразднено в связи с окончанием переходного периода).

В это время полуострову предстояла адаптация к российским стандартам, приведение нормативно-правовой базы в соответствие с федеральной. Произошел переход на московское время, российскую телефонную кодификацию и расчеты в рублях. Население было паспортизировано, началось переоформление документов. Жители Крыма стали получать зарплаты и пенсии на общероссийском уровне. Исчезли препятствия для перевооружения и усиления Черноморского флота, которые давно чинила Украина. На флот поступили новые подводные лодки и боевые корабли. На полуострове на постоянной основе была развернута мощная войсковая группировка, включая авиацию и современные системы ПВО.

Вместе с тем, российский Крым столкнулся с рядом значительных проблем, большинство из них либо достались в «наследство» от Украины, либо искусственно были созданы этой страной уже после присоединения полуострова к России.

К первой категории относится высокий уровень коррупции в крымских органах власти, дефицит квалифицированных кадров, плачевное состояние автодорог и промышленных предприятий Крыма, низкий уровень развития туристического сектора и т.д.

Основные виды транспорта: маршрутные автобусы и троллейбусы, в условиях даже слабого туристического сезона 2014-го года, не в состоянии предоставить качественные транспортные услуги. Большие нарекания вызывают вопросы хаотичной застройки, самозахвата земли, ветхого жилья.

С точки зрения инфраструктуры, Крым является «островом». Узкий перешеек, связывающий его с континентом, оказался политически отрезан. Керченская переправа, морской и авиатранспорт явно не справляются с текущим пассажиро- и грузопотоком. Таким образом, возведение Керченского моста является одним из приоритетных национальных проектов, а до этого времени, уверен, необходимо существенно увеличить количество курсирующих паромов, так как имеющегося их числа явно недостаточно для решения текущих транспортных задач, особенно в летний период времени.

Серьезную опасность представляют т.н. искусственные проблемы, т.е. намеренные действия украинской власти по нарушению жизнеобеспечения Крыма. Так, Украина прекратила подавать пресную воду, пыталась организовать продовольственную блокаду Крыма, отменила железнодорожное сообщение с ним, а совсем недавно откровенно бездействовала после диверсии, направленной на отключение полуострова от электрической энергии. Этот эпизод стал наиболее неприятным как для федеральных, так и для крымских властей.

С учетом неоднократных внезапных отключений электричества Украиной в предыдущие месяцы, к подобному развитию событий власти обязаны были подготовиться заранее. Однако с этим не торопились по целому ряду причин. Во-первых, Россия продолжает поставлять на Украину уголь, газ и ту же электроэнергию, в связи с чем отключение Крыма Украиной от электричества - то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Во-вторых, в ближайшее время власти ждали сдачу первой очереди энергомоста через Керченский пролив. В-третьих, с самого начало было принято ошибочное стратегическое решение - начались работы по развертыванию в Крыму глобальной энергосети в ущерб завозу мобильных электростанций. За это, в том числе, поплатился должностью министр энергетики Крыма.

К счастью, после ответных мер России в виде перекрытия поставок угля на Украину, электроснабжение Крыма было практически восстановлено. Украинцы же в очередной раз продемонстрировали свое отношение к крымчанам, оставив без света около 500 социально значимых объектов, включая больницы и детские сады, и тем самым только подтвердили правильность выбора жителей Крыма и Севастополя 16 марта 2014 года.

Еще одна важная проблема полуострова – пресная вода, половину всего объема которой обеспечивает Северо-Крымский канал (т.е. поставки из Украины). С учетом закрытия последней шлюзов канала в рамках «водной блокады» Крыма, началось бурение новых артезианских скважин, стали внедряться технологии опреснения солёных вод, обсуждается идея строительства водопровода с территории Кубани через Керченский пролив и Таманского водохранилища, а также разработка месторождений подземных вод.

Главной же проблемой по-прежнему остаются европейские санкции против Крыма. Они предполагают запрет для европейских компаний на новые инвестиции в инфраструктурные, транспортные и энергетические проекты Крыма, добычу полезных ископаемых и энергоресурсов на территории полуострова. Также ограничения распространяются на торговлю различными товарами — от бурового и шельфового оборудования до морской воды; не разрешается не только инвестировать в экономику Крыма, но и предоставлять кредиты местным компаниям и жителям, а также оказывать им страховые услуги.

Эти меры, наряду с отсутствием транспортной инфраструктуры, затрудняющей логистические связи с континентальной частью России, создают значительные препятствия для привлечения инвестиционного капитала в Крым и развития практически всех отраслей регионального хозяйства. При этом вся страна активно сопереживает крымчанам и работает над тем, чтобы жители полуострова максимально безболезненно и в кратчайшие сроки пережили все эти проблемы.

ОЛЕГ ИВАНОВ, ГЛАВА ЦЕНТРА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Экспертные оценки

Дмитрий Солонников
Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития

Крыму надо выбрать флагманские проекты опережающего развития

Идущая интеграция Крыма с Россией представляет несколько форматов для рассмотрения.

Подробнее

Олег Иванов
Олег Иванов, глава Центра урегулирования социальных конфликтов

Перед Крымом стоит еще много проблем

Со времени вхождения Крыма и Севастополя в состав России на территории полуострова произошло много позитивных изменений. Практически завершился этап интеграции региона в экономическое, правовое, культурное пространство России. Была создана соответствующая нормативно-правовая база, прошли выборы в органы государственной власти. Сейчас активно создается финансово-экономическая база для дальнейшего развития. В рамках действующей государственной программы социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя значительно улучшилась социальная и транспортная инфраструктура региона. Однако предстоит решить еще много проблем.

Подробнее

Илья Гращенков
Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики

Аксенов прав в том, что Крыму нужны новые люди со свежим взглядом

Ротация чиновников – нормальная практика, тем более в период, когда страна вступает в электоральный цикл президентских выборов. Понятно, что есть какие-то сферы, где намеченные планы исполняются не так, как были задуманы, возможно, не так эффективно, как это планирует руководитель. В данном случае речь идет о таких важных для Крыма отраслях как энергетика и туризм.

Подробнее

Мамонтов Владимир Константинович
Владимир Мамонтов, член Экспертно-консультативного совета при главе РК

Я пока не видел больших ошибок в кадровых решениях Аксенова

Отрасли власти, в которых произойдут изменения, вызывают немало вопросов как у самих жителей Республики Крым, так и у тех, кто приезжает на полуостров отдохнуть. Следя за тем, какие решения, принимает Аксенов, я пока не видел больших ошибок в его кадровых решениях. Да, может кто-то скажет, что их много. Но и сама новейшая история Крыма пока складывается так, что, несомненно, будет вот такой поиск людей, которые будут проводить правильную политику, которые окажутся достаточно компетентными и определённая смена кадровая в таких условиях неизбежна»

Подробнее

Все экспертные оценки