Экспертно-
консультативный
совет при Главе
Республики Крым
В фокусе внимания Совета:
общественные процессы
и значимые гражданские
инициативы;
вопросы социального
и экономического развития;
общественное мнение
о деятельности Совета
министров;
обратная связь между
главой Республики Крым
и обществом.
13.11.2019 транспорт
Крым закупит тысячу новых автобусов

В течение ближайших трех лет Республика Крым закупит тысячу новых пассажирских автобусов. Об этом журналистам сообщил глава РК Сергей Аксенов.

Подробно
12.11.2019 кадры
В Крыму завершилось формирование органов власти

В Крыму завершились все конкурсы на замещение вакантных должностей на посты глав администраций городов и районов. Избранным руководителям регионов предстоит провести большую работу для выполнения задач поставленных главой Республики и Правительством Крыма. Об этом заявил председатель Совета министров Республики Крым Юрий Гоцанюк на совещании в режиме видеоконференцсвязи по вопросам реализации национальных проектов в Крыму.

Подробно
11.11.2019 мостжд
Больше 5 тысяч билетов на поезда в Крым и обратно куплены в первые сутки

Больше 5 тысяч билетов на первые поезда в Крым и обратно были куплены в первые сутки с момента их поступления в продажу. Об этом сообщила пресс-служба компании-перевозчика «Гранд Сервис Экспресс» (ГСЭ).

Подробно

Темы

> Главная > Темы > Крым и вызовы для России: развитие в условиях санкций

Олег Иванов

Олег ИвановПосле воссоединения Крыма с Россией начался переходный период, который продлился до 1 января 2015 года. Было создано Министерство РФ по делам Крыма (сейчас упразднено в связи с окончанием переходного периода).

В это время полуострову предстояла адаптация к российским стандартам, приведение нормативно-правовой базы в соответствие с федеральной. Произошел переход на московское время, российскую телефонную кодификацию и расчеты в рублях. Население было паспортизировано, началось переоформление документов. Жители Крыма стали получать зарплаты и пенсии на общероссийском уровне. Исчезли препятствия для перевооружения и усиления Черноморского флота, которые давно чинила Украина. На флот поступили новые подводные лодки и боевые корабли. На полуострове на постоянной основе была развернута мощная войсковая группировка, включая авиацию и современные системы ПВО.

Вместе с тем, российский Крым столкнулся с рядом значительных проблем, большинство из них либо достались в «наследство» от Украины, либо искусственно были созданы этой страной уже после присоединения полуострова к России.

К первой категории относится высокий уровень коррупции в крымских органах власти, дефицит квалифицированных кадров, плачевное состояние автодорог и промышленных предприятий Крыма, низкий уровень развития туристического сектора и т.д.

Основные виды транспорта: маршрутные автобусы и троллейбусы, в условиях даже слабого туристического сезона 2014-го года, не в состоянии предоставить качественные транспортные услуги. Большие нарекания вызывают вопросы хаотичной застройки, самозахвата земли, ветхого жилья.

С точки зрения инфраструктуры, Крым является «островом». Узкий перешеек, связывающий его с континентом, оказался политически отрезан. Керченская переправа, морской и авиатранспорт явно не справляются с текущим пассажиро- и грузопотоком. Таким образом, возведение Керченского моста является одним из приоритетных национальных проектов, а до этого времени, уверен, необходимо существенно увеличить количество курсирующих паромов, так как имеющегося их числа явно недостаточно для решения текущих транспортных задач, особенно в летний период времени.

Серьезную опасность представляют т.н. искусственные проблемы, т.е. намеренные действия украинской власти по нарушению жизнеобеспечения Крыма. Так, Украина прекратила подавать пресную воду, пыталась организовать продовольственную блокаду Крыма, отменила железнодорожное сообщение с ним, а совсем недавно откровенно бездействовала после диверсии, направленной на отключение полуострова от электрической энергии. Этот эпизод стал наиболее неприятным как для федеральных, так и для крымских властей.

С учетом неоднократных внезапных отключений электричества Украиной в предыдущие месяцы, к подобному развитию событий власти обязаны были подготовиться заранее. Однако с этим не торопились по целому ряду причин. Во-первых, Россия продолжает поставлять на Украину уголь, газ и ту же электроэнергию, в связи с чем отключение Крыма Украиной от электричества - то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Во-вторых, в ближайшее время власти ждали сдачу первой очереди энергомоста через Керченский пролив. В-третьих, с самого начало было принято ошибочное стратегическое решение - начались работы по развертыванию в Крыму глобальной энергосети в ущерб завозу мобильных электростанций. За это, в том числе, поплатился должностью министр энергетики Крыма.

К счастью, после ответных мер России в виде перекрытия поставок угля на Украину, электроснабжение Крыма было практически восстановлено. Украинцы же в очередной раз продемонстрировали свое отношение к крымчанам, оставив без света около 500 социально значимых объектов, включая больницы и детские сады, и тем самым только подтвердили правильность выбора жителей Крыма и Севастополя 16 марта 2014 года.

Еще одна важная проблема полуострова – пресная вода, половину всего объема которой обеспечивает Северо-Крымский канал (т.е. поставки из Украины). С учетом закрытия последней шлюзов канала в рамках «водной блокады» Крыма, началось бурение новых артезианских скважин, стали внедряться технологии опреснения солёных вод, обсуждается идея строительства водопровода с территории Кубани через Керченский пролив и Таманского водохранилища, а также разработка месторождений подземных вод.

Главной же проблемой по-прежнему остаются европейские санкции против Крыма. Они предполагают запрет для европейских компаний на новые инвестиции в инфраструктурные, транспортные и энергетические проекты Крыма, добычу полезных ископаемых и энергоресурсов на территории полуострова. Также ограничения распространяются на торговлю различными товарами — от бурового и шельфового оборудования до морской воды; не разрешается не только инвестировать в экономику Крыма, но и предоставлять кредиты местным компаниям и жителям, а также оказывать им страховые услуги.

Эти меры, наряду с отсутствием транспортной инфраструктуры, затрудняющей логистические связи с континентальной частью России, создают значительные препятствия для привлечения инвестиционного капитала в Крым и развития практически всех отраслей регионального хозяйства. При этом вся страна активно сопереживает крымчанам и работает над тем, чтобы жители полуострова максимально безболезненно и в кратчайшие сроки пережили все эти проблемы.

ОЛЕГ ИВАНОВ, ГЛАВА ЦЕНТРА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Экспертные оценки

Марат Хамидуллин
Марат Хамидуллин, эксперт Института региональной экспертизы

Эксперимент по прозрачному формированию органов власти в Крыму удался

В Крыму завершилось формирование органов власти. В частности, закончились все конкурсы на замещение вакантных должностей на посты глав администраций городов и районов.

Подробнее

Андрей Шуклин
Андрей Шуклин, политолог, кандидат философских наук, член Общественной палаты Тюменской области

В Крыму никто не в состоянии сегодня конкурировать с Аксеновым

Появление в Крыму нового премьер-министра более всего похоже на подготовку к дальнейшему транзиту власти на полуострове. Конечно, в данный момент с героем русской весны Сергеем Аксеновым никто даже не будет пытаться конкурировать в силу абсолютной бессмысленности данной затеи, равно как никуда он пока не уходит, однако есть ряд моментов для размышлений.

Подробнее

Сергей Смирнов
Сергей Смирнов, генеральный директор фонда «Прикладная политология»

Разделение полномочий главы Крыма и председателя правительства преследует несколько целей

Разделение полномочий главы Республики Крым и председателя ее правительства, решение о чем было недавно принято крымским парламентом, преследует несколько целей.

Подробнее

Батурин Денис Константинович
Денис Батурин, политолог, член Общественной палаты Республики Крым

Вся полнота власти в Крыму по-прежнему принадлежит Аксенову

Разделение полномочий главы Республики и премьер-министра является наиболее заметным, но пока не наиболее значимым решением в рамках попытки перезагрузки крымской власти. Об этом сказал и сам Сергей Аксёнов, назвав разделение «абсолютно декоративным». Кроме внешнего эффекта, для Аксенова такое разделение является способом уйти от ряда технических обязанностей, которые он передает премьеру, оставляя за собой полноту власти, а также способом перераспределения ответственности. Такое «декоративное» разделение должностей может принести и позитивный управленческий эффект при том, если Сергей Аксенов еще большее внимание уделит кадровой политике в регионе и на местах, и еще больше сосредоточится на лоббировании интересов региона в центре.

Подробнее

Все экспертные оценки