Экспертно-
консультативный
совет при Главе
Республики Крым
В фокусе внимания Совета:
общественные процессы
и значимые гражданские
инициативы;
вопросы социального
и экономического развития;
общественное мнение
о деятельности Совета
министров;
обратная связь между
главой Республики Крым
и обществом.
20.06.2017 санкции
Аксенов назвал продление санкций ЕС против Крыма позором Европы

Глава Республики Крым Сергей Аксенов назвал продление Евросоюзом антироссийских санкций позором Европы и проявлением тоталитарного мышления. Об этом Аксенов написал на своей странице в Facebook.

Подробно
Топ-менеджмента Крыма учится совершенствовать систему управления проектами

Руководящий состав правительства Республики Крым прослушал семинар по совершенствованию системы управления проектами. Об этом на своей странице в социальной сети Facebook написал глава Крыма Сергей Аксёнов.

Подробно
Аксенов проанализирует главные крымские проблемы после «прямой линии» с президентом

Глава Республики Крым Сергей Аксенов намерен внимательно проанализировать крымские проблемы и недоработки власти по итогам «прямой линии» с президентом России Владимиром Путиным. Об этом он сообщил в своем Instagram.

Подробно

Темы

> Главная > Темы > Крым и вызовы для России: развитие в условиях санкций

Олег Иванов

Олег ИвановПосле воссоединения Крыма с Россией начался переходный период, который продлился до 1 января 2015 года. Было создано Министерство РФ по делам Крыма (сейчас упразднено в связи с окончанием переходного периода).

В это время полуострову предстояла адаптация к российским стандартам, приведение нормативно-правовой базы в соответствие с федеральной. Произошел переход на московское время, российскую телефонную кодификацию и расчеты в рублях. Население было паспортизировано, началось переоформление документов. Жители Крыма стали получать зарплаты и пенсии на общероссийском уровне. Исчезли препятствия для перевооружения и усиления Черноморского флота, которые давно чинила Украина. На флот поступили новые подводные лодки и боевые корабли. На полуострове на постоянной основе была развернута мощная войсковая группировка, включая авиацию и современные системы ПВО.

Вместе с тем, российский Крым столкнулся с рядом значительных проблем, большинство из них либо достались в «наследство» от Украины, либо искусственно были созданы этой страной уже после присоединения полуострова к России.

К первой категории относится высокий уровень коррупции в крымских органах власти, дефицит квалифицированных кадров, плачевное состояние автодорог и промышленных предприятий Крыма, низкий уровень развития туристического сектора и т.д.

Основные виды транспорта: маршрутные автобусы и троллейбусы, в условиях даже слабого туристического сезона 2014-го года, не в состоянии предоставить качественные транспортные услуги. Большие нарекания вызывают вопросы хаотичной застройки, самозахвата земли, ветхого жилья.

С точки зрения инфраструктуры, Крым является «островом». Узкий перешеек, связывающий его с континентом, оказался политически отрезан. Керченская переправа, морской и авиатранспорт явно не справляются с текущим пассажиро- и грузопотоком. Таким образом, возведение Керченского моста является одним из приоритетных национальных проектов, а до этого времени, уверен, необходимо существенно увеличить количество курсирующих паромов, так как имеющегося их числа явно недостаточно для решения текущих транспортных задач, особенно в летний период времени.

Серьезную опасность представляют т.н. искусственные проблемы, т.е. намеренные действия украинской власти по нарушению жизнеобеспечения Крыма. Так, Украина прекратила подавать пресную воду, пыталась организовать продовольственную блокаду Крыма, отменила железнодорожное сообщение с ним, а совсем недавно откровенно бездействовала после диверсии, направленной на отключение полуострова от электрической энергии. Этот эпизод стал наиболее неприятным как для федеральных, так и для крымских властей.

С учетом неоднократных внезапных отключений электричества Украиной в предыдущие месяцы, к подобному развитию событий власти обязаны были подготовиться заранее. Однако с этим не торопились по целому ряду причин. Во-первых, Россия продолжает поставлять на Украину уголь, газ и ту же электроэнергию, в связи с чем отключение Крыма Украиной от электричества - то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Во-вторых, в ближайшее время власти ждали сдачу первой очереди энергомоста через Керченский пролив. В-третьих, с самого начало было принято ошибочное стратегическое решение - начались работы по развертыванию в Крыму глобальной энергосети в ущерб завозу мобильных электростанций. За это, в том числе, поплатился должностью министр энергетики Крыма.

К счастью, после ответных мер России в виде перекрытия поставок угля на Украину, электроснабжение Крыма было практически восстановлено. Украинцы же в очередной раз продемонстрировали свое отношение к крымчанам, оставив без света около 500 социально значимых объектов, включая больницы и детские сады, и тем самым только подтвердили правильность выбора жителей Крыма и Севастополя 16 марта 2014 года.

Еще одна важная проблема полуострова – пресная вода, половину всего объема которой обеспечивает Северо-Крымский канал (т.е. поставки из Украины). С учетом закрытия последней шлюзов канала в рамках «водной блокады» Крыма, началось бурение новых артезианских скважин, стали внедряться технологии опреснения солёных вод, обсуждается идея строительства водопровода с территории Кубани через Керченский пролив и Таманского водохранилища, а также разработка месторождений подземных вод.

Главной же проблемой по-прежнему остаются европейские санкции против Крыма. Они предполагают запрет для европейских компаний на новые инвестиции в инфраструктурные, транспортные и энергетические проекты Крыма, добычу полезных ископаемых и энергоресурсов на территории полуострова. Также ограничения распространяются на торговлю различными товарами — от бурового и шельфового оборудования до морской воды; не разрешается не только инвестировать в экономику Крыма, но и предоставлять кредиты местным компаниям и жителям, а также оказывать им страховые услуги.

Эти меры, наряду с отсутствием транспортной инфраструктуры, затрудняющей логистические связи с континентальной частью России, создают значительные препятствия для привлечения инвестиционного капитала в Крым и развития практически всех отраслей регионального хозяйства. При этом вся страна активно сопереживает крымчанам и работает над тем, чтобы жители полуострова максимально безболезненно и в кратчайшие сроки пережили все эти проблемы.

ОЛЕГ ИВАНОВ, ГЛАВА ЦЕНТРА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Экспертные оценки

Наталия Елисеева
Наталия Елисеева, политолог, политтехнолог, эксперт по СМИ и социальным медиа

На полуострове назрела необходимость решения межэлитных конфликтов

Все проблемные вопросы, связанные с Крымом и Севастополем, в первую очередь упираются в парадигму взаимоотношений внутриполитических элит и классических взаимоотношений «центр-регион». Без решения данных проблемных моментов переключиться на более серьезные вопросы будет невозможно.

Подробнее

Дмитрий Солонников
Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития

Главная проблема Крыма в процессе его интеграции - кадровый потенциал

Основная проблема, стоящая перед Крымом в процессе его интеграции с Россией – это его кадровый потенциал. И здесь отсылка даже не только к известной фразе вождя народов: «Кадры решают все». Здесь вопрос в менталитете, образе мышления, способах и мотивах принятия тех или иных решений. Именно проблема в кадрах порождает странную, казалось бы, бытовую коррупцию, разъедающую всю региональную вертикаль власти. Именно проблема с кадрами порождает неумение оформлять документы и, соответственно, затягивание всех, порой несложных, административных решений. Отсюда, как следствие, неосвоение выделяемых бюджетных средств. Или появление на выходе странных, парадоксальных решений, не вписывающихся ни в проводимую федеральным центром политику, ни соответствующих реальным интересам местных жителей.

Подробнее

Илья Гращенков
Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики

Нужно признать особый статус Крыма

Крым постепенно становится витриной России, даже под санкциями - это уникальная территория. Здесь можно реализовать проекты, которые были бы тестовыми для всей России, в сфере бизнеса, искусства, даже общественно-политических процессов. Например, Крым вполне может превратиться в силиконовую долину, регион в мягком климате которого, в безналоговой бухте могли трудиться кодеры и программисты со всей России, открывать здесь международные стартапы.

Подробнее

Андрей Копытов
Андрей Копытов, политолог

В программе развития Крыма необходимо закрепить три основных направления

В программе развития Крыма необходимы четкими сделать как минимум три направления деятельности республиканской власти.

Подробнее

Все экспертные оценки