Экспертно-
консультативный
совет при Главе
Республики Крым
В фокусе внимания Совета:
общественные процессы
и значимые гражданские
инициативы;
вопросы социального
и экономического развития;
общественное мнение
о деятельности Совета
министров;
обратная связь между
главой Республики Крым
и обществом.
19.10.2018 теракт
Владимир Путин назвал трагедию в Керчи результатом глобализации

Президент России Владимир Путин назвал трагедию в Керченском политехническом колледже результатом глобализации. Об этом глава государства заявил на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Подробно
18.10.2018 туризм
Крым побил рекорд по визиту иностранцев из различных стран

Крым в текущем году посетили представители 132 стран мира, что стало своеобразным историческим рекордом. Об этом сообщил глава комитета парламента Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк.

Подробно
18.10.2018 траур
В Крыму начался траур по погибшим в Керчи

Глава Крыма Сергей Аксенов объявил трехдневный траур в республике после взрыва в политехническом колледже в Керчи, в результате которого погибли не менее 20 человек и пострадали более 50. Об этом он написал в своем Facebook.

Подробно

Темы

> Главная > Темы > Крым и вызовы для России: развитие в условиях санкций

Олег Иванов

Олег ИвановПосле воссоединения Крыма с Россией начался переходный период, который продлился до 1 января 2015 года. Было создано Министерство РФ по делам Крыма (сейчас упразднено в связи с окончанием переходного периода).

В это время полуострову предстояла адаптация к российским стандартам, приведение нормативно-правовой базы в соответствие с федеральной. Произошел переход на московское время, российскую телефонную кодификацию и расчеты в рублях. Население было паспортизировано, началось переоформление документов. Жители Крыма стали получать зарплаты и пенсии на общероссийском уровне. Исчезли препятствия для перевооружения и усиления Черноморского флота, которые давно чинила Украина. На флот поступили новые подводные лодки и боевые корабли. На полуострове на постоянной основе была развернута мощная войсковая группировка, включая авиацию и современные системы ПВО.

Вместе с тем, российский Крым столкнулся с рядом значительных проблем, большинство из них либо достались в «наследство» от Украины, либо искусственно были созданы этой страной уже после присоединения полуострова к России.

К первой категории относится высокий уровень коррупции в крымских органах власти, дефицит квалифицированных кадров, плачевное состояние автодорог и промышленных предприятий Крыма, низкий уровень развития туристического сектора и т.д.

Основные виды транспорта: маршрутные автобусы и троллейбусы, в условиях даже слабого туристического сезона 2014-го года, не в состоянии предоставить качественные транспортные услуги. Большие нарекания вызывают вопросы хаотичной застройки, самозахвата земли, ветхого жилья.

С точки зрения инфраструктуры, Крым является «островом». Узкий перешеек, связывающий его с континентом, оказался политически отрезан. Керченская переправа, морской и авиатранспорт явно не справляются с текущим пассажиро- и грузопотоком. Таким образом, возведение Керченского моста является одним из приоритетных национальных проектов, а до этого времени, уверен, необходимо существенно увеличить количество курсирующих паромов, так как имеющегося их числа явно недостаточно для решения текущих транспортных задач, особенно в летний период времени.

Серьезную опасность представляют т.н. искусственные проблемы, т.е. намеренные действия украинской власти по нарушению жизнеобеспечения Крыма. Так, Украина прекратила подавать пресную воду, пыталась организовать продовольственную блокаду Крыма, отменила железнодорожное сообщение с ним, а совсем недавно откровенно бездействовала после диверсии, направленной на отключение полуострова от электрической энергии. Этот эпизод стал наиболее неприятным как для федеральных, так и для крымских властей.

С учетом неоднократных внезапных отключений электричества Украиной в предыдущие месяцы, к подобному развитию событий власти обязаны были подготовиться заранее. Однако с этим не торопились по целому ряду причин. Во-первых, Россия продолжает поставлять на Украину уголь, газ и ту же электроэнергию, в связи с чем отключение Крыма Украиной от электричества - то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Во-вторых, в ближайшее время власти ждали сдачу первой очереди энергомоста через Керченский пролив. В-третьих, с самого начало было принято ошибочное стратегическое решение - начались работы по развертыванию в Крыму глобальной энергосети в ущерб завозу мобильных электростанций. За это, в том числе, поплатился должностью министр энергетики Крыма.

К счастью, после ответных мер России в виде перекрытия поставок угля на Украину, электроснабжение Крыма было практически восстановлено. Украинцы же в очередной раз продемонстрировали свое отношение к крымчанам, оставив без света около 500 социально значимых объектов, включая больницы и детские сады, и тем самым только подтвердили правильность выбора жителей Крыма и Севастополя 16 марта 2014 года.

Еще одна важная проблема полуострова – пресная вода, половину всего объема которой обеспечивает Северо-Крымский канал (т.е. поставки из Украины). С учетом закрытия последней шлюзов канала в рамках «водной блокады» Крыма, началось бурение новых артезианских скважин, стали внедряться технологии опреснения солёных вод, обсуждается идея строительства водопровода с территории Кубани через Керченский пролив и Таманского водохранилища, а также разработка месторождений подземных вод.

Главной же проблемой по-прежнему остаются европейские санкции против Крыма. Они предполагают запрет для европейских компаний на новые инвестиции в инфраструктурные, транспортные и энергетические проекты Крыма, добычу полезных ископаемых и энергоресурсов на территории полуострова. Также ограничения распространяются на торговлю различными товарами — от бурового и шельфового оборудования до морской воды; не разрешается не только инвестировать в экономику Крыма, но и предоставлять кредиты местным компаниям и жителям, а также оказывать им страховые услуги.

Эти меры, наряду с отсутствием транспортной инфраструктуры, затрудняющей логистические связи с континентальной частью России, создают значительные препятствия для привлечения инвестиционного капитала в Крым и развития практически всех отраслей регионального хозяйства. При этом вся страна активно сопереживает крымчанам и работает над тем, чтобы жители полуострова максимально безболезненно и в кратчайшие сроки пережили все эти проблемы.

ОЛЕГ ИВАНОВ, ГЛАВА ЦЕНТРА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Экспертные оценки

Сергей Таланов
Сергей Таланов, политолог, кандидат социологических наук

Глава государства уделяет особое внимание развитию туризма в Крыму

На полуострове Крым наблюдается активное развитие внутреннего и въездного туризма. В результате ежегодно наблюдается рост налоговых поступлений от курортной отрасли в бюджет Республики Крым.

Подробнее

Иван Аркатов
Иван Аркатов, политолог, автор и ведущий проекта «Смыслы»

Крыму важно создать высокую планку туристической инфраструктуры

Летне-осенний период отпусков - это долгожданное время в жизни каждого жителя страны. И вот он подошел к концу в нашей стране. Теперь важно грамотно подвести итоги, сделать выводы и продолжить развитие курортной инфраструктуры, да и в целом регионов, которые пользуются популярностью у наших граждан.

Подробнее

Олег Иванов
Олег Иванов, глава Центра урегулирования социальных конфликтов

Крым становится более качественным и доступным курортом

Статистика ВЦИОМа говорит о том, что Крым, действительно, стал более привлекателен для туристов и путешественников. После присоединения полуострова к России россияне оправлялись отдыхать в Крым скорее из патриотических соображений, чтобы поддержать крымчан. Сейчас же, как подтверждает статистика, Крым выбирают как достойную альтернативу другим курортам.

Подробнее

Сергей Смирнов
Сергей Смирнов, генеральный директор фонда «Прикладная политология»

Убийство Захарченко кардинально меняет ситуацию в Донбассе

После убийства Александра Захарченко ситуация в Донбассе кардинально изменилась. Любое продолжение «минских» переговоров стало бессмысленным, надежд на какие-либо компромиссные решения больше ни у кого нет. И дело даже не в том, что теракт был в центре Донецка, в публичном месте, что пострадали мирные люди. В этот раз, в отличие от предыдущих случаев, был убит не просто один из командиров, а глава республики. Если кто-то думал, что этим убийством можно будет обезглавить или деморализовать ДНР, то он сильно просчитался. Обе республики после этого теракта еще больше сплотились и мобилизовались. А сам Захарченко, как и Моторола, и Гиви - теперь еще один национальный герой Донбасса, еще один символ борьбы и независимости.

Подробнее

Все экспертные оценки