Экспертно-
консультативный
совет при Главе
Республики Крым
В фокусе внимания Совета:
общественные процессы
и значимые гражданские
инициативы;
вопросы социального
и экономического развития;
общественное мнение
о деятельности Совета
министров;
обратная связь между
главой Республики Крым
и обществом.
23.05.2018 мост
Сергей Аксенов заявил о полной безопасности Крымского моста

Глава Крыма Сергей Аксенов уверен в безопасности Крымского моста и всего полуострова. Так он отреагировал на заявления украинских политиков о необходимости уничтожить новый мост в Крым.

Подробно
22.05.2018 туризм
Крымский мост станет новым туристическим объектом страны

Глава Крыма Сергей Аксенов считает, что Крымский мост, автомобильное движение по которому открылось на прошлой неделе, станет новым туристическим объектом страны.

Подробно
21.05.2018 сирия
Компании из Крыма начали работать в Сирии

Крымские компании начали работать в Сирии после ЯМЭФ-2018. Об этом ТАСС сообщил посол Сирии в РФ Рияд Хаддад.

Подробно

Темы

> Главная > Темы > Крым и вызовы для России: развитие в условиях санкций

Олег Иванов

Олег ИвановПосле воссоединения Крыма с Россией начался переходный период, который продлился до 1 января 2015 года. Было создано Министерство РФ по делам Крыма (сейчас упразднено в связи с окончанием переходного периода).

В это время полуострову предстояла адаптация к российским стандартам, приведение нормативно-правовой базы в соответствие с федеральной. Произошел переход на московское время, российскую телефонную кодификацию и расчеты в рублях. Население было паспортизировано, началось переоформление документов. Жители Крыма стали получать зарплаты и пенсии на общероссийском уровне. Исчезли препятствия для перевооружения и усиления Черноморского флота, которые давно чинила Украина. На флот поступили новые подводные лодки и боевые корабли. На полуострове на постоянной основе была развернута мощная войсковая группировка, включая авиацию и современные системы ПВО.

Вместе с тем, российский Крым столкнулся с рядом значительных проблем, большинство из них либо достались в «наследство» от Украины, либо искусственно были созданы этой страной уже после присоединения полуострова к России.

К первой категории относится высокий уровень коррупции в крымских органах власти, дефицит квалифицированных кадров, плачевное состояние автодорог и промышленных предприятий Крыма, низкий уровень развития туристического сектора и т.д.

Основные виды транспорта: маршрутные автобусы и троллейбусы, в условиях даже слабого туристического сезона 2014-го года, не в состоянии предоставить качественные транспортные услуги. Большие нарекания вызывают вопросы хаотичной застройки, самозахвата земли, ветхого жилья.

С точки зрения инфраструктуры, Крым является «островом». Узкий перешеек, связывающий его с континентом, оказался политически отрезан. Керченская переправа, морской и авиатранспорт явно не справляются с текущим пассажиро- и грузопотоком. Таким образом, возведение Керченского моста является одним из приоритетных национальных проектов, а до этого времени, уверен, необходимо существенно увеличить количество курсирующих паромов, так как имеющегося их числа явно недостаточно для решения текущих транспортных задач, особенно в летний период времени.

Серьезную опасность представляют т.н. искусственные проблемы, т.е. намеренные действия украинской власти по нарушению жизнеобеспечения Крыма. Так, Украина прекратила подавать пресную воду, пыталась организовать продовольственную блокаду Крыма, отменила железнодорожное сообщение с ним, а совсем недавно откровенно бездействовала после диверсии, направленной на отключение полуострова от электрической энергии. Этот эпизод стал наиболее неприятным как для федеральных, так и для крымских властей.

С учетом неоднократных внезапных отключений электричества Украиной в предыдущие месяцы, к подобному развитию событий власти обязаны были подготовиться заранее. Однако с этим не торопились по целому ряду причин. Во-первых, Россия продолжает поставлять на Украину уголь, газ и ту же электроэнергию, в связи с чем отключение Крыма Украиной от электричества - то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Во-вторых, в ближайшее время власти ждали сдачу первой очереди энергомоста через Керченский пролив. В-третьих, с самого начало было принято ошибочное стратегическое решение - начались работы по развертыванию в Крыму глобальной энергосети в ущерб завозу мобильных электростанций. За это, в том числе, поплатился должностью министр энергетики Крыма.

К счастью, после ответных мер России в виде перекрытия поставок угля на Украину, электроснабжение Крыма было практически восстановлено. Украинцы же в очередной раз продемонстрировали свое отношение к крымчанам, оставив без света около 500 социально значимых объектов, включая больницы и детские сады, и тем самым только подтвердили правильность выбора жителей Крыма и Севастополя 16 марта 2014 года.

Еще одна важная проблема полуострова – пресная вода, половину всего объема которой обеспечивает Северо-Крымский канал (т.е. поставки из Украины). С учетом закрытия последней шлюзов канала в рамках «водной блокады» Крыма, началось бурение новых артезианских скважин, стали внедряться технологии опреснения солёных вод, обсуждается идея строительства водопровода с территории Кубани через Керченский пролив и Таманского водохранилища, а также разработка месторождений подземных вод.

Главной же проблемой по-прежнему остаются европейские санкции против Крыма. Они предполагают запрет для европейских компаний на новые инвестиции в инфраструктурные, транспортные и энергетические проекты Крыма, добычу полезных ископаемых и энергоресурсов на территории полуострова. Также ограничения распространяются на торговлю различными товарами — от бурового и шельфового оборудования до морской воды; не разрешается не только инвестировать в экономику Крыма, но и предоставлять кредиты местным компаниям и жителям, а также оказывать им страховые услуги.

Эти меры, наряду с отсутствием транспортной инфраструктуры, затрудняющей логистические связи с континентальной частью России, создают значительные препятствия для привлечения инвестиционного капитала в Крым и развития практически всех отраслей регионального хозяйства. При этом вся страна активно сопереживает крымчанам и работает над тем, чтобы жители полуострова максимально безболезненно и в кратчайшие сроки пережили все эти проблемы.

ОЛЕГ ИВАНОВ, ГЛАВА ЦЕНТРА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Экспертные оценки

Алексей Гостев
Алексей Гостев, член Экспертно-консультативного совета при главе РК

Хыдырлез – современный формат древнего праздника

5 мая в Бахчисарае на новой площадке прошел весенний крымско-татарский праздник Хыдырлез. За несколько лет проведения мероприятия уже можно говорить о традициях праздника и его тенденциях.

Подробнее

Сергей Журавский
Сергей Журавский кандидат политических наук, руководитель движения «Реформы – Новый курс», политолог

Дефицит профессиональных управленцев – это не столько проблема Крыма, сколько всей страны

Конечно, проблема кадров по-прежнему достаточно остро стоит в Крыму. В первую очередь это связано с тем тяжелым наследием, которое досталось России в 2014 году. Однако надо отметить, что местные власти и Сергей Аксенов в частности уделяют кадровому вопросу особое внимание. Ротация руководящих сотрудников в органах власти – это не просто прихоть, не бюрократические рокировки, а борьба за повышение эффективности деятельности политического менеджмента.

Подробнее

Михаил Гундарин
Михаил Гундарин заведующий кафедрой РГСУ

Крымская ФЦП за 2018 год будет исполнена безукоризненно

За происходящим в Крыму пристально следят и друзья, и враги — я имею в виду тех, кто приветствовал возвращение полуострова, и тех, кто не может простить этого России до сих пор. Поэтому любые недоработки власти вызывают у многих восторженно-злорадную реакцию – других же, наоборот, расстраивают. Конечно, такое напряженное внимание спокойной и планомерной работе не способствует, но тут уж ничего не поделаешь. И вопрос денег в данной ситуации наипервейший.

Подробнее

Андрей Шуклин
Андрей Шуклин, политолог, кандидат философских наук, член Общественной палаты Тюменской области

Главное для Крыма сейчас – управленческий фактор и человеческий капитал

Воссоединение Крыма с Россией – не только исторический, но и свершившийся факт, который не будет подвержен ревизии. В этой связи теряют свою остроту некогда злободневные вопросы о правильности выбора, об общей судьбе и общем историческом пути, но актуализируются вопросы повседневности, того, каким образом будут развиваться интеграционные процессы, и как будет обустроена жизнь на полуострове.

Подробнее

Все экспертные оценки