Экспертно-
консультативный
совет при Главе
Республики Крым
В фокусе внимания Совета:
общественные процессы
и значимые гражданские
инициативы;
вопросы социального
и экономического развития;
общественное мнение
о деятельности Совета
министров;
обратная связь между
главой Республики Крым
и обществом.
Вице-мэр Симферополя уволен на фоне проблем с вывозом мусора

Замглавы администрации Симферополя Валерий Гуменюк, курирующий сферу ЖКХ, уволен по поручению главы Крыма Сергея Аксенова Вице-премьер республики Юрий Гоцанюк рассказал в эфире телеканала «Крым 24», что отставка произошла на фоне проблем с вывозом мусора в столице региона.

Подробно
Новый терминал аэропорта «Симферополь» стал лицом Крыма

Новый терминал международного аэропорта «Симферополь» стал настоящим лицом Крыма и спасением в виду большого количества прилетающих в Республику гостей. Об этом заявил глава Крыма Сергей Аксенов.

Подробно
07.08.2018 туризм
Крым ставит новые туристические рекорды

С начала года в Крыму отдохнуло 3,8 млн человек. Таким образом, в этом году в республике отдохнуло туристов на 25% больше, чем в прошлом. Об этом заявил глава Крыма Сергей Аксенов. По прогнозам властей, туристический поток в этом году должен достичь 6 млн человек.

Подробно

Темы

> Главная > Темы > Крым и вызовы для России: развитие в условиях санкций

Олег Иванов

Олег ИвановПосле воссоединения Крыма с Россией начался переходный период, который продлился до 1 января 2015 года. Было создано Министерство РФ по делам Крыма (сейчас упразднено в связи с окончанием переходного периода).

В это время полуострову предстояла адаптация к российским стандартам, приведение нормативно-правовой базы в соответствие с федеральной. Произошел переход на московское время, российскую телефонную кодификацию и расчеты в рублях. Население было паспортизировано, началось переоформление документов. Жители Крыма стали получать зарплаты и пенсии на общероссийском уровне. Исчезли препятствия для перевооружения и усиления Черноморского флота, которые давно чинила Украина. На флот поступили новые подводные лодки и боевые корабли. На полуострове на постоянной основе была развернута мощная войсковая группировка, включая авиацию и современные системы ПВО.

Вместе с тем, российский Крым столкнулся с рядом значительных проблем, большинство из них либо достались в «наследство» от Украины, либо искусственно были созданы этой страной уже после присоединения полуострова к России.

К первой категории относится высокий уровень коррупции в крымских органах власти, дефицит квалифицированных кадров, плачевное состояние автодорог и промышленных предприятий Крыма, низкий уровень развития туристического сектора и т.д.

Основные виды транспорта: маршрутные автобусы и троллейбусы, в условиях даже слабого туристического сезона 2014-го года, не в состоянии предоставить качественные транспортные услуги. Большие нарекания вызывают вопросы хаотичной застройки, самозахвата земли, ветхого жилья.

С точки зрения инфраструктуры, Крым является «островом». Узкий перешеек, связывающий его с континентом, оказался политически отрезан. Керченская переправа, морской и авиатранспорт явно не справляются с текущим пассажиро- и грузопотоком. Таким образом, возведение Керченского моста является одним из приоритетных национальных проектов, а до этого времени, уверен, необходимо существенно увеличить количество курсирующих паромов, так как имеющегося их числа явно недостаточно для решения текущих транспортных задач, особенно в летний период времени.

Серьезную опасность представляют т.н. искусственные проблемы, т.е. намеренные действия украинской власти по нарушению жизнеобеспечения Крыма. Так, Украина прекратила подавать пресную воду, пыталась организовать продовольственную блокаду Крыма, отменила железнодорожное сообщение с ним, а совсем недавно откровенно бездействовала после диверсии, направленной на отключение полуострова от электрической энергии. Этот эпизод стал наиболее неприятным как для федеральных, так и для крымских властей.

С учетом неоднократных внезапных отключений электричества Украиной в предыдущие месяцы, к подобному развитию событий власти обязаны были подготовиться заранее. Однако с этим не торопились по целому ряду причин. Во-первых, Россия продолжает поставлять на Украину уголь, газ и ту же электроэнергию, в связи с чем отключение Крыма Украиной от электричества - то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Во-вторых, в ближайшее время власти ждали сдачу первой очереди энергомоста через Керченский пролив. В-третьих, с самого начало было принято ошибочное стратегическое решение - начались работы по развертыванию в Крыму глобальной энергосети в ущерб завозу мобильных электростанций. За это, в том числе, поплатился должностью министр энергетики Крыма.

К счастью, после ответных мер России в виде перекрытия поставок угля на Украину, электроснабжение Крыма было практически восстановлено. Украинцы же в очередной раз продемонстрировали свое отношение к крымчанам, оставив без света около 500 социально значимых объектов, включая больницы и детские сады, и тем самым только подтвердили правильность выбора жителей Крыма и Севастополя 16 марта 2014 года.

Еще одна важная проблема полуострова – пресная вода, половину всего объема которой обеспечивает Северо-Крымский канал (т.е. поставки из Украины). С учетом закрытия последней шлюзов канала в рамках «водной блокады» Крыма, началось бурение новых артезианских скважин, стали внедряться технологии опреснения солёных вод, обсуждается идея строительства водопровода с территории Кубани через Керченский пролив и Таманского водохранилища, а также разработка месторождений подземных вод.

Главной же проблемой по-прежнему остаются европейские санкции против Крыма. Они предполагают запрет для европейских компаний на новые инвестиции в инфраструктурные, транспортные и энергетические проекты Крыма, добычу полезных ископаемых и энергоресурсов на территории полуострова. Также ограничения распространяются на торговлю различными товарами — от бурового и шельфового оборудования до морской воды; не разрешается не только инвестировать в экономику Крыма, но и предоставлять кредиты местным компаниям и жителям, а также оказывать им страховые услуги.

Эти меры, наряду с отсутствием транспортной инфраструктуры, затрудняющей логистические связи с континентальной частью России, создают значительные препятствия для привлечения инвестиционного капитала в Крым и развития практически всех отраслей регионального хозяйства. При этом вся страна активно сопереживает крымчанам и работает над тем, чтобы жители полуострова максимально безболезненно и в кратчайшие сроки пережили все эти проблемы.

ОЛЕГ ИВАНОВ, ГЛАВА ЦЕНТРА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Экспертные оценки

Илья Гращенков
Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики

Инфраструктура полуострова еще требует значительных вложений

Логично, чтобы ФЦП для Крыма продлили как минимум до 2024 года. Инфраструктура полуострова еще требует значительных вложений. А учитывая тот факт, что за два последних года объем финансирования уже был увеличен более чем на 200 млрд рублей, появились требования к новым объектам, очевиден вариант с продлением сроков сдачи проектов. В принципе, Крым демонстрирует динамику и рост, ФЦП дали прирост по пассажиропотоку, грузообороту, т.е. помогли нарастить экономику в таких секторах как туризм, строительство. Сегодня для Крыма очень важно не снижать темпы роста.

http://nacexpert.ru/ilya-grashhenkov-infrastruktura-poluostrova-eshhe-trebuet-znachitelnyx-vlozhenij/

Подробнее

Дмитрий Олейник
Дмитрий Олейник, политолог, главный редактор интернет-газеты «Глас народа»

Возможное продление ФЦП развития Крыма выглядит вполне логично

За прошедшие с 2014 годы руководством страны инициирован ряд социальных проектов, требующих дополнительного финансирования. Это и переход школ на обучение в одну смену и полная обеспеченность доступности дошкольного образования, и повышение оснащенности и уровня обслуживания в медицинских учреждениях, и инфраструктурные проекты, и ряд других. Поэтому продление ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года» на два года вполне логично. В то же время, необходимо повысить контроль за реализацией проектов. К сожалению, сегодня есть отставание по срокам, особенно, в Севастополе. Имеются и случаи значительного удорожания по ряду объектов и не всегда это обусловлено экономически, иногда в основе бесхозяйственность, а порой и воровство. Власти Крыма стараются пресекать такие случаи. Не случайно ряд высокопоставленных чиновников и руководителей органов местного самоуправления лишились своих мест, а в отношении некоторых были возбуждены уголовные дела. Федеральная власть прикладывает значительные усилия, чтобы добиться опережающего развития Крыма, и власть РК должна хорошо понимать, что от нее ждут эффективной работы и рационального использования дополнительных ресурсов. Надеюсь, такое понимание есть.

http://nacexpert.ru/dmitrij-olejnik-vozmozhnoe-prodlenie-fcp-razvitiya-kryma-vyglyadit-vpolne-logichno/

Подробнее

Алексей Гостев
Алексей Гостев, член Экспертно-консультативного совета при главе РК

Туризм для Крыма – проблема или перспективный путь?

Хочется сделать несколько ремарок на тему туризма. Не вполне согласен с утверждением «турист будет ехать в Крым по-любому», особенно в контексте Крымского моста и нового аэропорта.

Подробнее

Сергей Смирнов
Сергей Смирнов, генеральный директор фонда «Прикладная политология»

Киевские власти продолжают поддерживать радикалов

Есть расхожее выражение, что коррупция подобна герпесу, ее нельзя полностью искоренить, можно лишь, извините за каламбур, максимально минимизировать. Это в полной мере относится и к экстремизму, и к терроризму. В том числе и на территории Крыма. Для этого есть несколько причин.

Подробнее

Все экспертные оценки