Экспертно-
консультативный
совет при Главе
Республики Крым
В фокусе внимания Совета:
общественные процессы
и значимые гражданские
инициативы;
вопросы социального
и экономического развития;
общественное мнение
о деятельности Совета
министров;
обратная связь между
главой Республики Крым
и обществом.
16.01.2019 верфи
Крымские верфи задействуют для строительства судов для Сирии

Крымские верфи могут задействовать для строительства судов и лодок для Сирии. Об этом сообщил министр промышленной политики республики Андрей Васюта.

Подробно
15.01.2019 туризм
На новогодние праздники в Крыму отдохнули почти 200 тысяч туристов

Новогодние праздники в Крыму встретили более 190 тысяч туристов, что на 39% выше уровня аналогичного периода 2018 года. Об этом сообщили в пресс-службе министерства курортов и туризма республики Крым.

Подробно
14.01.2019 налоги
За год в Крыму собрано около 100 млрд рублей налогов

Рост налоговых поступлений за 2018 год по сравнению с 2017 годом составил 117%. Общая сумма поступлений составила около 100 млрд рублей. Задолженность составляет 3 млрд. рублей, поступает в бюджет 97% начисленных налогов. Об этом сообщил руководитель УФНС России по Республике Крым Роман Наздрачев.

Подробно

Темы

> Главная > Темы > Крым в России: три года интеграции

Сергей Трофимов

Сергей ТрофимовВ рамках сегодняшней дискуссии мне бы хотелось обсудить события марта 2014 года исключительно с позиции принципов и норм международного права, а также сложившейся международной практики. За прошедшие три года мы слышали различные точки зрения по данному вопросу, и в качестве аргумента каждая из сторон апеллировала к нормам международного права.

Необходимо отметить, что современное международное право подтверждает и гарантирует право народа на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец XIX – начало XX вв.

С принятием Устава ООН право народа на самоопределение окончательно завершило свое юридическое оформление в качестве основного принципа международного права. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., а также Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. конкретизировали и развили содержание этого принципа, а наиболее полно он был раскрыт в Декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится:

1. «Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы … их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава».

2. «Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, либо установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».

В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права народа на самоопределение, в частности, оно должно гармонизироваться, согласовываться с другими принципами международного права и, в том числе, с принципом территориальной целостности государства.

Действительно, существует определенное противоречие между принципом права народа на самоопределение и принципом территориальной целостности государства, гласящим, что территория государства не может быть изменена без его согласия. Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия, как свидетельствует практика, приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в гражданскую войну. При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента в защиту своей позиции утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву народа на самоопределение.

Противоречие разрешается следующим образом: согласно Декларации о принципах международного права, в действиях государств «ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов».

Таким образом, делается однозначное заключение, что принцип территориальной целостности неприменим к государствам, которые не обеспечивают равноправие проживающих в нем народов и не допускают свободное самоопределение таких народов.

В современном международном праве сложилась практика, в соответствии с которой предоставление народу права на самоопределение связывается с наличием определенных признаков. В частности, нация должна иметь территорию, которая контролируется и управляется без вмешательства центральных органов власти, зачатки собственных органов власти и управления, население на контролируемой территории.

Напомню, что по данному вопросу есть достаточно интересный прецедент Международного суда ООН относительно Косово.

17 февраля 2008 года парламент Автономного края Косова и Метохии в одностороннем порядке провозгласил о независимости от Сербии и создании Республики Косово. Независимость была поддержана отдельными странами мира.

8 октября 2008 года по предложению делегации Сербии Генеральная Ассамблея ООН обратилась в Международный суд с просьбой вынести консультативное заключение по этому поводу и дать ответ на вопрос: «Соответствует ли одностороннее провозглашение независимости временными институтами самоуправления Косова нормам международного права?».

Особо интересна позиция представителей отдельных государств, которую они высказали в ходе рассмотрения данного вопроса в Международном суде, в частности:

1. США (Харолд Хонджу Кох): «США призывают Международный суд оставить декларацию о независимости Косова без изменений как выражение воли народа Косова, либо отказаться комментировать её законность, либо заявить, что международное право не запрещает отделение». Легитимность декларации о независимости вытекает из того факта, что косовские албанцы годами подвергались кампании насилия, кульминацией которой в 1999 году стало «убийство 10 тысяч и изгнание около одного миллиона человек»;

2. Германия (Сьюзен Васум-Райнер) предложила судьям рассматривать случай Косова с учетом принципа эффективности, то есть, принимая во внимание ситуацию на месте. Одностороннее провозглашение независимости не находится в противоречии с нормами международного права, а также не нарушает принцип территориальной целостности. По её оценке, провозглашение независимости стало «шагом вперед для народа Косова, который имеет специфическую историю и окружение»;

3. Великобритания (Дэниэл Бетлехем) заявила: «Сербия ясно дала понять, что она никогда не согласится на независимость Косова, а Косово не хочет быть частью Сербии. Суды не могут заставить враждующие пары оставаться в браке». Международное право не запрещает право народов на самоопределение и отделение после внутренних конфликтов.

Другими словами, ведущие западные участники международных отношений предложили еще один, дополнительный критерий, при наличии которого народ может претендовать на получение права на самоопределение – кровавый, затяжной конфликт, убийства тысяч и бегство сотен тысяч людей, что категорически не вписывается в фундаментальные принципы международного права.

В этой связи хотелось бы привести и пример референдума по статусу Фолклендских островов. Территория Фолклендов после их открытия в 1594 г. была на протяжении столетий предметом споров между несколькими государствами. Не вдаваясь в историю их притязаний на острова, отмечу лишь, что в 1766 г. Франция уступила архипелаг Испании за 25 тыс. фунтов стерлингов. С тех пор начинается его освоение Испанией, которая поручила контроль за островами правителю Буэнос-Айреса, а практически Аргентине. В 1833 г. острова захватили британские войска и изгнали оттуда аргентинских поселенцев.

Статус Фолклендских островов до сих пор является предметом спора между Аргентиной и Великобританией; в 1982 году между данными странами даже произошел вооруженный конфликт на этой территории. И для того, чтобы поставить точку в этом вопросе 10-11 марта 2013 года был проведен референдум. Он должен был показать желание жителей Фолклендских островов относительно статуса островов.

В результате референдума при явке в 91 % практически все избиратели (99,8 %) проголосовали за сохранение за Фолклендами статуса заморской территории Великобритании.

Основными доводами Великобритании в вопросе о принадлежности им Фолклендских островов, на данный момент, являются:

1. Право народов на самоопределение является универсальным правом, прописанным в Уставе ООН, и может быть применено к жителям Фолклендских островов.

2. На референдуме 2013 года, при 91% процентной явке, 99.8% жителей проголосовали за то, чтобы острова остались Британской заморской территорией, реализовав тем самым своё право на самоопределение.

Вернемся же к Республике Крым. Я напомню, что основными критериями приобретения народом права на самоопределение, в сложившейся международной практике, являются:

1. Территория, которая контролируется и управляется без вмешательства общегосударственных органов власти. Данная территория у Республики Крым имелась и совпадала с границами бывшей Автономной Республики Крым.

2. Население на контролируемой территории. В Республике Крым население не просто было, а более того – являлось главной движущей силой всех процессов.

3. Зачатки собственных органов власти и управления. В Республике Крым существовали представительный, исполнительные и судебные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления, которые эффективно и без вмешательства со стороны органов государственной власти Украины осуществляли управление территорией и населением.

4. Относительно дополнительного критерия, на котором также настаивают отдельные западные государства – наличие конфликта, его также можно применить к ситуации в Республике Крым. Жители Республики Крым четко осознавали, что в Украине произошел государственный переворот, наблюдали за угрозами ультранационалистических движений, которые наглядно, на примере других регионов показали, что будет с теми, кто имеет альтернативную точку зрения. Т.е. угроза возникновения жестокого, затяжного, кровопролитного конфликта на национальной и религиозной почве была более чем реальна, и крымчане, реализуя принцип права народа на самоопределение, приняли решение о статусе Крыма на референдуме.

Необходимо отметить, что референдум является наивысшей формой реализации власти непосредственно народом. Ни у одного органа государственной власти либо органа местного самоуправления нет полномочий приостанавливать или отменять действие решения, принятого на референдуме.

Подводя итог можно сделать однозначный вывод о соответствии принятого на референдуме в Республике Крым решения не только общепризнанным принципам и нормам международного права, а и сложившейся международной практике.

СЕРГЕЙ ТРОФИМОВ, ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Экспертные оценки

Илья Гращенков
Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики

Севастополь рискует потерять часть важных для него программ

Сравнивать Крым и Севастополь по уровню исполнения федеральных целевых программ достаточно трудно. Республика Крым изначально гораздо лучше подошла к системе планирования использования средств, тогда как Севастополь изначально был проблемной территорией с плохо организованной системой. Поэтому результат в 93% в Крыму и 43% (в проекте 63 %) – вполне прогнозируемый. На сегодняшний день Крыму, безусловно, есть куда расти, однако к реализации ФЦП здесь подходят максимально ответственно, что отражается на полученных результатах.

Подробнее

Олег Иванов
Олег Иванов, глава Центра урегулирования социальных конфликтов

Крым, в отличие от Севастополя, намного эффективнее реализует ФЦП

Эти показатели говорят о том, что Крым, в отличие от Севастополя, намного эффективнее в этом году реализует на своей территории исполнение федеральной целевой программы развития полуострова. Действительно, 93% - это неплохой прогноз. Особенно по сравнению с прошлыми годами: в 2015 году выделенные бюджетные средства были освоены всего на 23,6%, в 2016 этот показатель улучшился до 63%. 

Подробнее

Михаил Гундарин
Михаил Гундарин заведующий кафедрой РГСУ

Частое изменение Конституции – дурной тон

Разговоры о возможных изменениях Конституции велись весь уходящий год. Многие видели фактическое начало изменений в системе управления, например, в усилении роли Госсовета. Который якобы при изменении Конституции может получить серьезный статус и де-юре. А главное, велись разговоры о том, что при изменении Конституции РФ может стать из президентской - парламентской республикой. Обсуждались и менее глобальные изменения, которые якобы готовы поступить на рассмотрение вот-вот. С одной стороны, Конституция принималась в далеком 93-м, можно сказать, что и под дулами танков. Специалисты указывают на ряд недочетов в документе. Конституция мало способствует консолидации жителей России, мало им известна.

Подробнее

Андрей Шуклин
Андрей Шуклин, политолог, кандидат философских наук, член Общественной палаты Тюменской области

Не стоит исключать легитимации геополитических императивов в главном законе страны

В марте 2014 года в России наступила новая реальность – в Крыму и Севастополе был проведен референдум о вхождении их в состав Российской Федерации, а через три дня после референдума был издан соответствующий указ президента. Спустя еще некоторое время в Конституцию РФ были внесены поправки Республики Крым и города федерального значения Севастополь, связанные с их включением в состав России в качестве равноправных субъектов. Сегодня основной документ государства российского отмечает свой 25-летний юбилей, и много говорится о возможном внесении в российскую Конституцию различных поправок. К этому вопросу следует подходить очень взвешенно и аккуратно, дабы не ущемить права и свободы граждан, а также не создать предпосылки для возникновения конфликтов.

Подробнее

Все экспертные оценки