Экспертно-
консультативный
совет при Главе
Республики Крым
В фокусе внимания Совета:
общественные процессы
и значимые гражданские
инициативы;
вопросы социального
и экономического развития;
общественное мнение
о деятельности Совета
министров;
обратная связь между
главой Республики Крым
и обществом.
16.08.2019 туризм
Гражданам Европы помогут организовать туры в Крым

В Словакии начнет работу фирма, организующая поездки в Крым для граждан ЕС. Об этом «Известиям» рассказал автор идеи, словацкий депутат Петер Марчек. В Крыму приветствуют такую инициативу и считают, что она повысит интерес к региону.

Подробно
15.08.2019 туризм
Курорты Крыма становятся все более популярными

Курорты Краснодарского края и Крыма, по предварительным оценкам, стали самыми популярными направлениями отдыха среди россиян этим летом. Об этом заявила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

Подробно
14.08.2019 крымнаш
В Крыму отказались вести переговоры с Киевом по статусу полуострова

Вопрос с российским статусом Крыма закрыт окончательно, какие-либо переговоры на этот счёт исключены. Об этом журналистам заявил сенатор от крымского региона Сергей Цеков, комментируя появившуюся на сайте президента Украины петицию с предложением немедленно инициировать переговоры по возвращению полуострова под украинскую юрисдикцию.

Подробно

Темы

> Главная > Темы > Стратегия социально-экономического развития Крыма на 2016-2030 годы

Андрей Стась

Андрей СтасьНасколько осмысленно само выражение региональный брендинг? В середине 1990-х годов Саймон Анхольт, известный английский журналист и копирайтер, который консультировал ряд правительств по национальному имиджу, предложил использовать термин «национальный бренд». Но что это такое, четко не сформулировал.

В бизнесе задача бренда - идентифицировать продукт, отличив от аналогов других производителей. Престижный бренд создает компании больше добавочной стоимости. А какова задача бренда в применении к развитию территории?

В моем понимании, бренд – это инструмент, который позволяет активировать целевые аудитории, участие которых необходимо для развития региона. Все регионы написали стратегии социально-экономического развития. Одни - потому что им это было нужно, другие – потому что их обязали. Но реализация этих документов требует, с одной стороны, активного участия локального общества и местного бизнеса, а с другой - привлечения внешнего бизнеса или инвесторов, потенциальных покупателей продукции региона, туристов, а также участия федеральных органов власти как отдельной, специфической целевой аудитории. Так что бренд в российских условиях – это воздействие на определенные группы стейкхолдеров, от которых зависит, станет ли развитие региона реальностью или он будет стоять на месте.

У любой территории исторически складывается свой бренд. Есть целый ряд территорий, где никогда не велось систематической работы по брендингу, но они являются очень сильными и узнаваемыми брендами.

У Парижа нет ни логотипа, ни брендбука, ни брендменеджера, но сказать, что Париж – это не бренд, значит сильно пойти против истины. Если мы имеем сильный исторический бренд, нам остается найти технологию его упаковки. И это, пожалуй, самый легкий кейс для профессионала. Разные компоненты готового бренда располагаются в иерархию. Во главе стоит макроидея. Ей подчинена система сообщений, которые служат реализации макроидеи, транслируя ее в рамках коммуникационных кампаний, урбанистических решений, инвестиционных проектов и так далее.

В российских условиях задача, как правило, состоит в создании нового бренда, а не в упаковке уже готового. У этой процедуры есть свои технологии и свои основные этапы.

Первое - инвентаризация всего, что в принципе может войти в бренд-капитал территории. Это природные и исторические объекты, события, здания, персонажи, продукты, производство, технологии, обычаи. Дальше наступает этап отделения зерен от плевел. Мы выделяем факторы, показывающие территорию в лучшем свете, и отделяем от тех, что заряжены отрицательно. Теперь мы должны разобраться, как воспринимают территорию внутренние целевые группы. Хорошо ли им здесь жить, работать, отдыхать, иметь семью? Иначе говоря, насколько люди лояльны территории и себя с ней отождествляют. Второй сегмент аудитории - конечно, внешний. Мы смотрим потенциальных туристов и покупателей товаров, произведенных в «городе N№. Смотрим инвесторов по отраслям, которые заявлены в стратегиях социально-экономического развития. Смотрим федералов-чиновников и профильные ведомства, от благосклонности которых зависит получение ресурсов. Мониторим, как освещается жизнь региона в СМИ, то есть какие типы событий попадают на первый план, а какие остаются в тени, в какой тональности подаются сообщения, какие персоналии представляют территорию в медиа, кто живущих людей мог бы персонализировать бренд.

Все это дает возможность выдвинуть гипотезы, какой может быть объединяющая идея. Идея – простая, понятная сущность - тестируется на всех референтных группах. А затем из нее возникают два смысловых потока. Один - для формирования самоидентификации, оформления визуального логотипа. И второй – для создания программы развития, отвечающей генеральной направленности бренда. Вот это идеальная модель.

Основным заказчиком выступает местная власть. Но задачу брендинга все понимают по-разному. Во-первых, его смешивают с политикой, и бренд региона представляют как часть предвыборной платформы.

Во-вторых, для многих бренд региона перетекает в свой личный бренд, когда, например, весь регион понимается как большой губернаторский проект и должен отождествляться исключительно с его персоной. В-третьих, в реализации таких проектов нет преемственности. А учитывая, что руководители все чаще уходят со своих постов «по-плохому», скорость аннулирования предшествующих проектов возрастает.

Отсутствует централизованное финансирование реализации проектов брендинга и нет механизмов управления процессом. Очевидно, чиновник не может быть бренд-менеджером. У него совершенно другой режим и профиль деятельности. В ряде стран эту роль выполняет совместно созданное правительством и бизнесом агентство. Но у нас сегодня отсутствует профессиональное управление территориальным брендом.

АНДРЕЙ СТАСЬ, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА И БРЕНДИНГА

Из выступления на Экспертном клубе ВЦИОМ/Платформа

Экспертные оценки

Сергей Смирнов
Сергей Смирнов, генеральный директор фонда «Прикладная политология»

Крым динамично развивается, несмотря на санкции

Внешний товарооборот Крыма за первые полгода 2019 года составил 70,5 млн долларов. Формально это не очень высокие показатели, особенно в сравнении аналогичными показателями соседних регионов. Например, у Ростовской области в прошлом году внешнеторговый оборот составил около 12 млрд долларов.

Подробнее

Дмитрий Олейник
Дмитрий Олейник, политолог, главный редактор интернет-газеты «Глас народа»

Крым остается перспективным и выгодным партнером для иностранных компаний

Несмотря на санкции, Крым остается перспективным и выгодным партнером для иностранных компаний. Товарооборот растет, и эта тенденция будет продолжаться. Хотя бы потому, что бизнес, работающий с Крымом, имеет очевидные преференции из-за относительно низкой конкуренции.

Подробнее

Ярослав Игнатовский
Ярослав Игнатовский, генеральный директор аналитического центра «Politgeneration»

«Единая Россия» одержит победу на выборах в Госсовет Крыма

Я согласен с тем, что позиции «Единой России» в Крыму достаточно прочны, это связано и с многомиллиардными вливаниями в национальные проекты, и с достаточно высокими ожиданиями экономического роста. Также «Единая Россия» у крымчан ассоциируется в большей степени с партией Путина, что имеет положительный эффект. Федеральный центр вкладывал много денег в Крым, и «Единая Россия» пользовалась этим, выставляя за свои достижения. Собственно об этом часть общественников партии напомнила. Поэтому «ЕР» надо показать, что они сделали самостоятельно за эти пять лет.

Подробнее

Илья Гращенков
Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики

Рейтинг «Единой России» в Крыму остается стабильным

Крым и Севастополь одни из немногих регионов, где рейтинги партии «Единая Россия» относительно стабильны - чуть ниже 50%, больше только в Чечне (почти 80%), Тыве и Брянской области. Рейтинги ближайших конкурентов в лице КПРФ и ЛДПР - на уровне 6-9%. Ситуация в Севастополе чуть хуже, чем в республике в целом, здесь рейтинг партии власти ближе к 40%, плюс имеется колоссальный запрос на смену действующего губернатора.

Подробнее

Все экспертные оценки