Экспертно-
консультативный
совет при Главе
Республики Крым
В фокусе внимания Совета:
общественные процессы
и значимые гражданские
инициативы;
вопросы социального
и экономического развития;
общественное мнение
о деятельности Совета
министров;
обратная связь между
главой Республики Крым
и обществом.
16.01.2019 верфи
Крымские верфи задействуют для строительства судов для Сирии

Крымские верфи могут задействовать для строительства судов и лодок для Сирии. Об этом сообщил министр промышленной политики республики Андрей Васюта.

Подробно
15.01.2019 туризм
На новогодние праздники в Крыму отдохнули почти 200 тысяч туристов

Новогодние праздники в Крыму встретили более 190 тысяч туристов, что на 39% выше уровня аналогичного периода 2018 года. Об этом сообщили в пресс-службе министерства курортов и туризма республики Крым.

Подробно
14.01.2019 налоги
За год в Крыму собрано около 100 млрд рублей налогов

Рост налоговых поступлений за 2018 год по сравнению с 2017 годом составил 117%. Общая сумма поступлений составила около 100 млрд рублей. Задолженность составляет 3 млрд. рублей, поступает в бюджет 97% начисленных налогов. Об этом сообщил руководитель УФНС России по Республике Крым Роман Наздрачев.

Подробно

Темы

> Главная > Темы > Стратегия социально-экономического развития Крыма на 2016-2030 годы

Олег Иванов

Олег ИвановРазумеется, на экономику Крыма сильно влияют санкции. Но главными вызовами сейчас являются энергобезопасность и обеспечение хорошей транспортной связи с остальной Россией.

В сфере обеспечения энергией и водой Крым должен как можно меньше зависеть от Украины. А нам необходимо как можно скорее достраивать мост между Крымом и материковой частью России. Нельзя не отметить и проблему нехватки в республике квалифицированных управленцев. Об этом недавно говорил глава Крыма Сергей Аксенов. Пока, к сожалению, уровень подготовки специалистов в Крыму ниже, чем в целом по стране.

По каким основным направлениям должна идти интеграция Крыма в Россию? В первую очередь нужно привлекать в республику инвестиции. И в этом федеральные власти должны быть активнее. Хотя немало делается и сейчас.

«Деловая Россия», например, постоянно проводит различные мероприятия в Крыму. И задачей этих мероприятий как раз является привлечение в республику денег. Особенно важны эти деньги для реализации проектов в области ЖКХ, потому что в этой сфере мы получили просто ужасающее наследство. Так что нам необходимо вкладывать немалые деньги в решение этих проблем и дальнейшее благоустройство Крыма, а также улучшение качества жизни его жителей.

Есть ли успехи? Успехи есть. Довольно быстро удалось интегрировать Крым в российское правовое поле. Довольно успешно ведутся проекты по подготовке и переподготовке специалистов в сфере управления и других отраслях народного хозяйства, которых, как я уже говорил, в республике пока не хватает.

Постепенно расселяется аварийный жилищный фонд: за два года на эту программу из бюджета были израсходованы более 600 миллионов рублей. Активизировались и работы по капитальному ремонту зданий — в 2015-2016 годах на это были выделены 650 миллионов рублей. Активно идут мероприятия по обеспечению бесперебойного снабжения полуострова водой, модернизация и строительство новых котельных. Но главный успех — это, конечно, реконструкция старых и строительство новых дорог. На эти цели республике удалось привлечь 5 млрд. рублей.

Я считаю, что санкции европейские страны будут отменять в индивидуальном порядке, под давлением собственных экономических проблем. В какой-то момент правительства этих стран просто поймут, что благополучие жителей и экономики в целом гораздо важнее для них, чем американские геополитические интересы. Кроме того, очень важно понимать, что прямой связи между отменой санкций и признанием Крыма не существует, для западных политиков это разные вопросы.

Конечно, в Крыму есть проблемы из-за санкций, в первую очередь это касается банковского сектора. Также можно говорить об уменьшении туристического потока из Украины и других стран. Российским туристам пока не удается восполнить собой эти потери. А в остальном жизнь в Крыму развивается так же, как и в остальных регионах России: санкции — вещь, разумеется, неприятная, но ничего трагического ни для крымчан, ни для других россиян в них нет.

Нынешние киевские власти будут продолжать давление на Крым ровно столько времени, сколько просуществуют. Другое дело, что власть их не будет вечной, и после смены режима в Киеве можно будет делать прогнозы относительно дальнейших отношений Крыма и Украины.

Главное — это обеспечить республике такой уровень экономического, культурного и социального развития, чтобы население полуострова гордилось своей жизнью и своей страной.

Туризм, без сомнения, является одним из важнейших факторов занятости населения Крыма и развития экономики полуострова в целом. Однако туристическая отрасль Крыма нуждается в серьезном переформатировании под потребности российских туристов. Сейчас, к сожалению, сервис в Крыму ориентирован именно на краткосрочный небюджетный отдых — ведь именно украинские туристы два десятилетия воспринимали полуостров как «курорт выходного дня». А большинство россиян ездит в Крым совсем с другими целями. Можно сказать, что Крым превращается в центр длительного семейного отдыха. Соответственно туристической инфраструктуре нужно меняться в эту сторону. Отели должны стать удобными для жизни, а не только для ночевки. Туроператорам нужно включить в свои услуги познавательные и развлекательные программы для детей. Я считаю, что у Крыма есть все шансы стать культурной территорией, сравнимой с Москвой и Санкт-Петербургом.

Здесь необходимо проводить разнообразные фестивали, концертные программы, привлекать на полуостров творческих людей, создавать своеобразные «деревни» художников, писателей, музыкантов. Ведущим российским вузам необходимо открывать филиалы в АРК: относительно недорогая жизнь и прекрасная природа привлекут в республику много молодежи.

Крым всегда будет для России стратегической территорией, но вот строить там какие-то мощные заводы, в том числе принадлежащие ВПК, я смысла не вижу.

Впрочем, развивать туристическую отрасль, а также создавать рабочие места можно и довольно нестандартным способом: создать на полуострове зоны, где разрешен игорный бизнес. Несмотря на дискуссию о моральности такого бизнеса, отрицать, что он приносит серьезные доходы, нельзя. Более того в курортных местах подобный теневой бизнес существует всегда, и искоренить его невозможно. Так не лучше ли создать в Крыму, хотя бы в порядке эксперимента, зону подконтрольного государству игорного бизнеса, а доходы от него направить на развитие инфраструктуры полуострова?

ОЛЕГ ИВАНОВ, ГЛАВА ЦЕНТРА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Экспертные оценки

Илья Гращенков
Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики

Севастополь рискует потерять часть важных для него программ

Сравнивать Крым и Севастополь по уровню исполнения федеральных целевых программ достаточно трудно. Республика Крым изначально гораздо лучше подошла к системе планирования использования средств, тогда как Севастополь изначально был проблемной территорией с плохо организованной системой. Поэтому результат в 93% в Крыму и 43% (в проекте 63 %) – вполне прогнозируемый. На сегодняшний день Крыму, безусловно, есть куда расти, однако к реализации ФЦП здесь подходят максимально ответственно, что отражается на полученных результатах.

Подробнее

Олег Иванов
Олег Иванов, глава Центра урегулирования социальных конфликтов

Крым, в отличие от Севастополя, намного эффективнее реализует ФЦП

Эти показатели говорят о том, что Крым, в отличие от Севастополя, намного эффективнее в этом году реализует на своей территории исполнение федеральной целевой программы развития полуострова. Действительно, 93% - это неплохой прогноз. Особенно по сравнению с прошлыми годами: в 2015 году выделенные бюджетные средства были освоены всего на 23,6%, в 2016 этот показатель улучшился до 63%. 

Подробнее

Михаил Гундарин
Михаил Гундарин заведующий кафедрой РГСУ

Частое изменение Конституции – дурной тон

Разговоры о возможных изменениях Конституции велись весь уходящий год. Многие видели фактическое начало изменений в системе управления, например, в усилении роли Госсовета. Который якобы при изменении Конституции может получить серьезный статус и де-юре. А главное, велись разговоры о том, что при изменении Конституции РФ может стать из президентской - парламентской республикой. Обсуждались и менее глобальные изменения, которые якобы готовы поступить на рассмотрение вот-вот. С одной стороны, Конституция принималась в далеком 93-м, можно сказать, что и под дулами танков. Специалисты указывают на ряд недочетов в документе. Конституция мало способствует консолидации жителей России, мало им известна.

Подробнее

Андрей Шуклин
Андрей Шуклин, политолог, кандидат философских наук, член Общественной палаты Тюменской области

Не стоит исключать легитимации геополитических императивов в главном законе страны

В марте 2014 года в России наступила новая реальность – в Крыму и Севастополе был проведен референдум о вхождении их в состав Российской Федерации, а через три дня после референдума был издан соответствующий указ президента. Спустя еще некоторое время в Конституцию РФ были внесены поправки Республики Крым и города федерального значения Севастополь, связанные с их включением в состав России в качестве равноправных субъектов. Сегодня основной документ государства российского отмечает свой 25-летний юбилей, и много говорится о возможном внесении в российскую Конституцию различных поправок. К этому вопросу следует подходить очень взвешенно и аккуратно, дабы не ущемить права и свободы граждан, а также не создать предпосылки для возникновения конфликтов.

Подробнее

Все экспертные оценки