Экспертно-
консультативный
совет при Главе
Республики Крым
В фокусе внимания Совета:
общественные процессы
и значимые гражданские
инициативы;
вопросы социального
и экономического развития;
общественное мнение
о деятельности Совета
министров;
обратная связь между
главой Республики Крым
и обществом.
Крым и Кубань соединили пролетами железнодорожного моста

Собраны все пролетные строения железнодорожной части Крымского моста. Об этом сообщает информационный центр «Крымский мост».

Подробно
Владимир Путин запросил отчет о строительстве «Тавриды» в Крыму

Президент России Владимир Путин на встрече с кабмином сообщил, что ожидает услышать отчет о том, как идет работа по строительству федеральной автотрассы «Таврида» в Крыму.

Подробно
20.03.2019 доклад
Сергей Аксенов расскажет Владимиру Путину о развитии полуострова

Выступление Сергея Аксенова и Дмитрия Овсянникова запланировано на совещании с членами правительства 20 марта. Об этом сообщает пресс-служба Кремля.

Подробно

Темы

> Главная > Темы > Стратегия социально-экономического развития Крыма на 2016-2030 годы

Михаил Нейжмаков

Михаил НейжмаковВ ближайшие годы внешнеполитические конфликты вокруг Крыма, скорее всего, не будут изжиты полностью. Это значит, что республике логичнее подстраховаться и уделить больше внимания развитию отраслей, менее зависимых от внешнеполитической конъюнктуры.

Так, туризм наверняка останется важнейшим источником доходов региона. Но на туристический поток в Крым влияет немало чисто политических факторов. Например, если в будущем стабилизируется обстановка вокруг Египта или будут сделаны послабления российским силовикам в вопросе отдыха за границей, конкуренция крымских курортов с зарубежными серьезно ужесточится. В случае же дополнительных осложнений в отношениях Москвы и Киева, последний может работать на усиление напряженности вокруг полуострова в курортный сезон, чтобы отпугнуть хотя бы часть направляющихся туда туристов.

В этом смысле рост вложений в тот же агропромышленный комплекс не только решит проблемы продовольственной безопасности полуострова, но и позволит сделать его экономику более устойчивой и менее зависимой от туристической сферы.

Интересен опыт Турецкой республики Северного Кипра, которая в условиях международных санкций смогла найти дополнительный источник финансирования - благодаря сфере образования. На определенном этапе, доходы от привлечения в ТРСК иностранных студентов (с учетом средств, которые они тратят на проживание, питание, развлечения) превысили поступления от туризма. Конечно, опыт Северного Кипра нельзя переносить на Крым автоматически. Так, около 60% студентов, обучающихся в ТРСК, составляют выходцы из тесно связанной с ней Турции – но вряд ли в крымские вузы станет столь же массово поступать молодежь из остальной России. И все же формирование в Крыму успешного образовательного кластера, привлекательного для студентов из развивающихся стран, вполне возможно. Большинство таких государств после крымского референдума не присоединилось к антироссийским санкциям. Не будут вечными и проблемы, связанные с объединением крымских вузов, по данным ряда СМИ, вызвавшие недовольство и части иностранных студентов. В конце концов, на Северном Кипре развитие вузов и вовсе началось только в 1980-х годах. Не стоит напоминать, что в Крыму высшее образование имеет куда более давнюю историю. А с точки зрения политических задач, такой образовательный кластер на полуострове работал бы на положительное восприятие российского Крыма в странах, граждане которых будут получать там образование.

Безусловно, большое значение имеет обеспечение водо- и энергоснабжение Крыма, зависимого от соответствующих поставок из Украины. Но эти проблемы и так широко известны и не требуют дополнительных разъяснений.

МИХАИЛ НЕЙЖМАКОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТРА АНАЛИЗА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ ИНСТИТУТА ГЛОБАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Экспертные оценки

Николай Евдокимов
Николай Евдокимов, ведущий аналитик Института региональной экспертизы

В Крыму на данный момент нет смысла для замены одной избирательной системы другой

Любая система выборов – это лишь техническое сопровождение самого процесса, она не может кардинально изменить расклад политических сил или принести победу тому или иному кандидату. Система выборов – только инструмент. Ход избирательного процесса и его итоги определяются совокупностью других факторов: типом регионального политического режима, раскладом сил внутри политической элиты, силой или слабостью власти и ее оппонентов. 

Подробнее

Сергей Таланов
Сергей Таланов, политолог, кандидат социологических наук

У Сергея Аксенова сегодня нет альтернативы

Сергей Аксенов внес и вносит своими делами огромный вклад в развитие республики Крым. Существуют разные практики выборов руководителей. В правовом государстве должна эффективно работать система сдержек и противовесов. Наиболее эффективно, когда выбирают губернатора или мэра депутаты. Во-первых, если по каким-то причинам вдруг избранный руководителем человек не справляется со своими задачами, его можно отстранить и выбрать более достойного. 

Подробнее

Дмитрий Олейник
Дмитрий Олейник, политолог, главный редактор интернет-газеты «Глас народа»

Сергей Аксенов, как и пять лет назад, является самым популярным политиком в Крыму

Сергей Аксенов, как и пять лет назад, является самым популярным политиком на полуострове. Об этом свидетельствуют как данные различных социологических опросов, так и активизация его оппонентов накануне выборов в Госсовет Крыма. Вице-премьер республиканского правительства Дмитрий Полонский накануне дал большое интервью агентству «Крыминформ» в котором, в частности, рассказал о переменах, произошедших на полуострове за пять лет. По мнению Полонского, способ избрания главы Крыма сейчас не имеет значения, потому как рейтинг Аксенова очень высок и за прошедшие годы изменялся лишь в пределах статистической погрешности. 

Подробнее

Марат Хамидуллин
Марат Хамидуллин, партнер в Центре коммуникативных технологий «Черное и белое»

Для Крыма вопрос границ является приоритетным

Решение об установлении границ между республикой Крым и Севастополем абсолютно логичное и правильное. Нужно не забывать, что эти два субъекта Российской Федерации — особенные с точки зрения не только действующих границ, но и законодательных актов . То есть, что у республики Крым, что у Севастополя ушло достаточно много времени на подстройку под законодательство Российской Федерации. Сюда же входит и вопрос об определении границ. Для жителей центральных городов, возможно, вопрос не такой острый, но вот для тех людей, которые живут на границах этих двух субъектов — этот вопрос болезненный, с точки зрения бюрократических проволочек. Когда, к примеру, жители одного дома проживают на административной границе между Севастополем и Республикой Крым.

Подробнее

Все экспертные оценки