Экспертно-
консультативный
совет при Главе
Республики Крым
В фокусе внимания Совета:
общественные процессы
и значимые гражданские
инициативы;
вопросы социального
и экономического развития;
общественное мнение
о деятельности Совета
министров;
обратная связь между
главой Республики Крым
и обществом.
16.01.2019 верфи
Крымские верфи задействуют для строительства судов для Сирии

Крымские верфи могут задействовать для строительства судов и лодок для Сирии. Об этом сообщил министр промышленной политики республики Андрей Васюта.

Подробно
15.01.2019 туризм
На новогодние праздники в Крыму отдохнули почти 200 тысяч туристов

Новогодние праздники в Крыму встретили более 190 тысяч туристов, что на 39% выше уровня аналогичного периода 2018 года. Об этом сообщили в пресс-службе министерства курортов и туризма республики Крым.

Подробно
14.01.2019 налоги
За год в Крыму собрано около 100 млрд рублей налогов

Рост налоговых поступлений за 2018 год по сравнению с 2017 годом составил 117%. Общая сумма поступлений составила около 100 млрд рублей. Задолженность составляет 3 млрд. рублей, поступает в бюджет 97% начисленных налогов. Об этом сообщил руководитель УФНС России по Республике Крым Роман Наздрачев.

Подробно

Темы

> Главная > Темы > Стратегия социально-экономического развития Крыма на 2016-2030 годы

Михаил Нейжмаков

Михаил НейжмаковВ ближайшие годы внешнеполитические конфликты вокруг Крыма, скорее всего, не будут изжиты полностью. Это значит, что республике логичнее подстраховаться и уделить больше внимания развитию отраслей, менее зависимых от внешнеполитической конъюнктуры.

Так, туризм наверняка останется важнейшим источником доходов региона. Но на туристический поток в Крым влияет немало чисто политических факторов. Например, если в будущем стабилизируется обстановка вокруг Египта или будут сделаны послабления российским силовикам в вопросе отдыха за границей, конкуренция крымских курортов с зарубежными серьезно ужесточится. В случае же дополнительных осложнений в отношениях Москвы и Киева, последний может работать на усиление напряженности вокруг полуострова в курортный сезон, чтобы отпугнуть хотя бы часть направляющихся туда туристов.

В этом смысле рост вложений в тот же агропромышленный комплекс не только решит проблемы продовольственной безопасности полуострова, но и позволит сделать его экономику более устойчивой и менее зависимой от туристической сферы.

Интересен опыт Турецкой республики Северного Кипра, которая в условиях международных санкций смогла найти дополнительный источник финансирования - благодаря сфере образования. На определенном этапе, доходы от привлечения в ТРСК иностранных студентов (с учетом средств, которые они тратят на проживание, питание, развлечения) превысили поступления от туризма. Конечно, опыт Северного Кипра нельзя переносить на Крым автоматически. Так, около 60% студентов, обучающихся в ТРСК, составляют выходцы из тесно связанной с ней Турции – но вряд ли в крымские вузы станет столь же массово поступать молодежь из остальной России. И все же формирование в Крыму успешного образовательного кластера, привлекательного для студентов из развивающихся стран, вполне возможно. Большинство таких государств после крымского референдума не присоединилось к антироссийским санкциям. Не будут вечными и проблемы, связанные с объединением крымских вузов, по данным ряда СМИ, вызвавшие недовольство и части иностранных студентов. В конце концов, на Северном Кипре развитие вузов и вовсе началось только в 1980-х годах. Не стоит напоминать, что в Крыму высшее образование имеет куда более давнюю историю. А с точки зрения политических задач, такой образовательный кластер на полуострове работал бы на положительное восприятие российского Крыма в странах, граждане которых будут получать там образование.

Безусловно, большое значение имеет обеспечение водо- и энергоснабжение Крыма, зависимого от соответствующих поставок из Украины. Но эти проблемы и так широко известны и не требуют дополнительных разъяснений.

МИХАИЛ НЕЙЖМАКОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТРА АНАЛИЗА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ ИНСТИТУТА ГЛОБАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Экспертные оценки

Илья Гращенков
Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики

Севастополь рискует потерять часть важных для него программ

Сравнивать Крым и Севастополь по уровню исполнения федеральных целевых программ достаточно трудно. Республика Крым изначально гораздо лучше подошла к системе планирования использования средств, тогда как Севастополь изначально был проблемной территорией с плохо организованной системой. Поэтому результат в 93% в Крыму и 43% (в проекте 63 %) – вполне прогнозируемый. На сегодняшний день Крыму, безусловно, есть куда расти, однако к реализации ФЦП здесь подходят максимально ответственно, что отражается на полученных результатах.

Подробнее

Олег Иванов
Олег Иванов, глава Центра урегулирования социальных конфликтов

Крым, в отличие от Севастополя, намного эффективнее реализует ФЦП

Эти показатели говорят о том, что Крым, в отличие от Севастополя, намного эффективнее в этом году реализует на своей территории исполнение федеральной целевой программы развития полуострова. Действительно, 93% - это неплохой прогноз. Особенно по сравнению с прошлыми годами: в 2015 году выделенные бюджетные средства были освоены всего на 23,6%, в 2016 этот показатель улучшился до 63%. 

Подробнее

Михаил Гундарин
Михаил Гундарин заведующий кафедрой РГСУ

Частое изменение Конституции – дурной тон

Разговоры о возможных изменениях Конституции велись весь уходящий год. Многие видели фактическое начало изменений в системе управления, например, в усилении роли Госсовета. Который якобы при изменении Конституции может получить серьезный статус и де-юре. А главное, велись разговоры о том, что при изменении Конституции РФ может стать из президентской - парламентской республикой. Обсуждались и менее глобальные изменения, которые якобы готовы поступить на рассмотрение вот-вот. С одной стороны, Конституция принималась в далеком 93-м, можно сказать, что и под дулами танков. Специалисты указывают на ряд недочетов в документе. Конституция мало способствует консолидации жителей России, мало им известна.

Подробнее

Андрей Шуклин
Андрей Шуклин, политолог, кандидат философских наук, член Общественной палаты Тюменской области

Не стоит исключать легитимации геополитических императивов в главном законе страны

В марте 2014 года в России наступила новая реальность – в Крыму и Севастополе был проведен референдум о вхождении их в состав Российской Федерации, а через три дня после референдума был издан соответствующий указ президента. Спустя еще некоторое время в Конституцию РФ были внесены поправки Республики Крым и города федерального значения Севастополь, связанные с их включением в состав России в качестве равноправных субъектов. Сегодня основной документ государства российского отмечает свой 25-летний юбилей, и много говорится о возможном внесении в российскую Конституцию различных поправок. К этому вопросу следует подходить очень взвешенно и аккуратно, дабы не ущемить права и свободы граждан, а также не создать предпосылки для возникновения конфликтов.

Подробнее

Все экспертные оценки