Экспертно-
консультативный
совет при Главе
Республики Крым
В фокусе внимания Совета:
общественные процессы
и значимые гражданские
инициативы;
вопросы социального
и экономического развития;
общественное мнение
о деятельности Совета
министров;
обратная связь между
главой Республики Крым
и обществом.
16.01.2019 верфи
Крымские верфи задействуют для строительства судов для Сирии

Крымские верфи могут задействовать для строительства судов и лодок для Сирии. Об этом сообщил министр промышленной политики республики Андрей Васюта.

Подробно
15.01.2019 туризм
На новогодние праздники в Крыму отдохнули почти 200 тысяч туристов

Новогодние праздники в Крыму встретили более 190 тысяч туристов, что на 39% выше уровня аналогичного периода 2018 года. Об этом сообщили в пресс-службе министерства курортов и туризма республики Крым.

Подробно
14.01.2019 налоги
За год в Крыму собрано около 100 млрд рублей налогов

Рост налоговых поступлений за 2018 год по сравнению с 2017 годом составил 117%. Общая сумма поступлений составила около 100 млрд рублей. Задолженность составляет 3 млрд. рублей, поступает в бюджет 97% начисленных налогов. Об этом сообщил руководитель УФНС России по Республике Крым Роман Наздрачев.

Подробно

Темы

> Главная > Темы > Стратегия социально-экономического развития Крыма на 2016-2030 годы

Дмитрий Еловский

Дмитрий ЕловскийПрежде всего, Крыму нужно понять, что его особый статус возвращенной территории - это ненадолго. Очень скоро полуостров будет интегрирован в экономику и политику страны, и ему придется искать свое уникальное место и роль в государстве.

Сейчас я вижу несколько вариантов такой роли. Первый - опорный регион в каркасе безопасности страны и особый статус, и, соответственно, внимание со стороны федеральных властей. Аналоги: Калининград, Приморский край, Чечня, Забайкальский край и т.д. В зону особого внимания входят федеральные трансферты, более быстрое решение вопросов региона. Но нужно понимать, что военная инфраструктура по большой части будет находиться в ведении военных и формально региональная элита не сможет ее контролировать. Есть и другие издержки. Как пример Забайкальский край - в СССР он был фактически военным форпостом, центром военного округа, но экономика, промышленность, хозяйство практически не развивались (чтобы не отдать их в руки врага в случае конфликта). В девяностые и нулевые годы это сильно снизило качество жизни жителей региона. В современной России не столь жесткое отношение к планированию развития территорий военным форпостам дают возможность развивать экономику, но ограничения все равно есть, и с этим придется смириться.

Вторая роль - узловая транспортно-логистическая точка во внешнеэкономической деятельности. Препятствием к этой стратегии станет образ «аннексированной территории», который будет снижать качество экономических контактов. Кроме того, Крыму придется вступить в конкуренцию с Краснодарским краем, который в последние 20 лет играл роль российских морских южных ворот. Ну и наконец, узкий транспортный коридор между Крымом и самой Россией также станет определенным препятствием.

Скорее всего, Крыму придется ориентироваться в первую очередь на внутренний рынок страны. Пока очевидные направления - туризм и сельское хозяйство. В части сельского хозяйства полуострову придется жестко конкурировать с южными регионами России и с полосой Черноземья, где последние десять лет эта отрасль развивалась настолько активно, что сейчас страна является одни из ведущих экспортеров сельхозпродукции.

Что касается развития туризма, то с ним в России в принципе проблема: по качеству и стоимости отдыха все туристические центры страны в одни ворота проигрывают таким любимым местам отдыха россиян как Египет, Турция, Таиланд и т.д. Выигрывать тактическую конкуренцию с этими странами удается только за счет внешних ограничений (курсовой разницы, политических и военных рисков).

Чтобы выиграть конкуренцию стратегическую нужно предложить либо более привлекательное соотношение цена/качество для массового туриста, либо уникальный контент - для нишевого. С первой задачей еще не справился ни один российский регион, чуть лучше обстоят дела со второй, но на нишевом туризме экономическую базу региона не построишь. Перспективным может быть вариант Болгарии-Черногории: строительство и продажа, либо аренда апартаментов для длительного сезонного отдыха. Он потребует очень серьезного контроля градостроительной политики, земельных отношений и развития зон отдыха на побережье. Если их не урегулировать «на берегу», то власти в дальнейшем столкнутся с массой конфликтов при реализации такой стратегии.

Учитывая все эти ограничения, возможно, Крыму стоит найти какой-то иной, неочевидный сейчас путь развития. И стратегическое планирование, при правильной организации, вполне может выявить такой путь.

ДМИТРИЙ ЕЛОВСКИЙ, ДИРЕКТОР КОММУНИКАЦИОННОГО АГЕНТСТВА «ACTOR»

Экспертные оценки

Илья Гращенков
Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики

Севастополь рискует потерять часть важных для него программ

Сравнивать Крым и Севастополь по уровню исполнения федеральных целевых программ достаточно трудно. Республика Крым изначально гораздо лучше подошла к системе планирования использования средств, тогда как Севастополь изначально был проблемной территорией с плохо организованной системой. Поэтому результат в 93% в Крыму и 43% (в проекте 63 %) – вполне прогнозируемый. На сегодняшний день Крыму, безусловно, есть куда расти, однако к реализации ФЦП здесь подходят максимально ответственно, что отражается на полученных результатах.

Подробнее

Олег Иванов
Олег Иванов, глава Центра урегулирования социальных конфликтов

Крым, в отличие от Севастополя, намного эффективнее реализует ФЦП

Эти показатели говорят о том, что Крым, в отличие от Севастополя, намного эффективнее в этом году реализует на своей территории исполнение федеральной целевой программы развития полуострова. Действительно, 93% - это неплохой прогноз. Особенно по сравнению с прошлыми годами: в 2015 году выделенные бюджетные средства были освоены всего на 23,6%, в 2016 этот показатель улучшился до 63%. 

Подробнее

Михаил Гундарин
Михаил Гундарин заведующий кафедрой РГСУ

Частое изменение Конституции – дурной тон

Разговоры о возможных изменениях Конституции велись весь уходящий год. Многие видели фактическое начало изменений в системе управления, например, в усилении роли Госсовета. Который якобы при изменении Конституции может получить серьезный статус и де-юре. А главное, велись разговоры о том, что при изменении Конституции РФ может стать из президентской - парламентской республикой. Обсуждались и менее глобальные изменения, которые якобы готовы поступить на рассмотрение вот-вот. С одной стороны, Конституция принималась в далеком 93-м, можно сказать, что и под дулами танков. Специалисты указывают на ряд недочетов в документе. Конституция мало способствует консолидации жителей России, мало им известна.

Подробнее

Андрей Шуклин
Андрей Шуклин, политолог, кандидат философских наук, член Общественной палаты Тюменской области

Не стоит исключать легитимации геополитических императивов в главном законе страны

В марте 2014 года в России наступила новая реальность – в Крыму и Севастополе был проведен референдум о вхождении их в состав Российской Федерации, а через три дня после референдума был издан соответствующий указ президента. Спустя еще некоторое время в Конституцию РФ были внесены поправки Республики Крым и города федерального значения Севастополь, связанные с их включением в состав России в качестве равноправных субъектов. Сегодня основной документ государства российского отмечает свой 25-летний юбилей, и много говорится о возможном внесении в российскую Конституцию различных поправок. К этому вопросу следует подходить очень взвешенно и аккуратно, дабы не ущемить права и свободы граждан, а также не создать предпосылки для возникновения конфликтов.

Подробнее

Все экспертные оценки